0
785
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

23.09.2004 00:00:00

Нога, занесенная над границей

Тэги: цветков


- Рвутся бомбы┘ Добровольные помощники кремлевского папы рыщут ведьм в платочках, готовых превратить себя в костры┘

- История приостановилась в связи с временным упрощением географии, куда бы ты ни двигался, ты следуешь на Запад. Поэтому отмененный Восток на глазах превращается в динамит.

- Хотя ты и молод, у тебя несколько книг прозы, активный опыт публицистики, масштабная издательская работа. И при этом ты, кажется, сторонишься всего, что можно заподозрить в системности. По занятиям ты "литератор", как Ильич, а по декларациям - антилитературен┘ Роман, наверное, пишешь?

- Пишу. Подзаглавием большого текста, который я заканчиваю, будет "роман, если вы их так любите". Искусство нужно не чтобы добавить в наш мир что-то новое, но чтобы избавить нас от старого, лишнего. При помощи "остранения" мы понимаем, что держимся за ветхое барахло, а можем ведь и освободить руки. Искусство - это тревога. Оно не несет в себе запрограммированного смысла; если автор знает, что и как провоцирует, значит, он занят пропагандой. Искусство создает неравновесные, конфликтные системы, провоцирующие нас наполнять их смыслом своей личной ситуации. Вообще же я против романа. Эта форма устарела вместе с промышленной стадией производства, которой она идеально соответствовала. Вся классика однажды приобретает инертный, реакционный, буржуазный смысл. Утрируя: сотовые телефоны гарантировали бы сегодня хеппи-энд большинству классических романов и драм, "Ромео и Джульетте", например.

- Ну, возможен и трагический финал с участием мобилы. Аппарат можно кокнуть или утопить, о чем поведала в своей зарисовке "новая гуннка" из Екатеринбурга┘ Алексей, при всех аллюзиях и лингвистических откатах у тебя динамичная бравая проза. Твое мнение: как сделать так чтобы писать хотелось и жар щекотал сквозь буквы?

- Меня снимает с внутреннего тормоза вопиющий абсурд, который не требует при этом для себя никаких фантастических условий. Очевидное - невероятное. Ну, как всегда возможно неизвестно чье прикосновение в темноте. Такой абсурд - гностический жемчуг и уникальный симптом, в котором открывается относительность окружающего спектакля. Для меня здесь главный ресурс сопротивления "адекватности", "стоимости" и другим клеймам общества контроля. Такой абсурд, пойманный писателем за хвост, неизбежно превращается в "социальный жест", термин Брехта, ну как занесенная над границей нога в фильме Мудиссона "Вместе". Я придумал недавно, как мобилизовать себя для работы и покончить с сомнениями. Входишь в интернет, садишься рядом с компьютером и пишешь себе на лист. У меня линия не выделенная, то есть деньги тают - пока ты не закончишь писать, выходить из сети запрещается. От этого чувства впустую уходящих денег выражаешься афористично, точно, оптимально и работаешь на листе с нереальной скоростью.

- Кто вдохновляет из "мастеров искусства"?

- Я заряжаюсь сейчас, как от розетки, от старого доброго авангарда: сюрреалистическое бюро Бретона, ЛЕФ Третьякова, ситуационистский интернационал, леттристы, неоисты. В музыке кроме панк-рока и Пи Орриджа - Шенберг, Кейдж, Штокгаузен, Кардью. Все это только что вышло из моды. А перестав называться "востребованной" и "актуальной", любая художественная форма наделяется необходимым смыслом.

- Я заметил: многие теоретики прямого действия ли, прозябания, но того, что можно обозначить постинтеллектуализмом, на самом деле гнетуще интеллектуальны, тяготеют к мертвечине схем. А ты как видишь себя в этой ситуации?..

- Нет ничего слаще, чем отказ использовать собственный интеллект. Поэтому коммунизм - это горькое, а не сладкое блюдо. Я понял это, составляя и комментируя двухтомник "левого радикализма", который недавно попал в список "не рекомендованных" к продаже книг. Я вообще очень рад, что у меня появился шанс не только писать, делать свой сайт и издаваться, но и выражаться, влияя на идеологию издательств, книжных серий, сначала в "Гилее", где мы с Кудрявцевым зарядили "Час Ч", потом в "Ультра.Культуре", где, например, сейчас выходит новый сборник субкоманданте Маркоса и будет "новояз" - серия для новых авторов со своим собственным языком. Сознание - это способ организации эмоций с помощью инсталлированных в голове текстов. Но сознание - это не все. Оно принадлежит биопсихологической машине. Со-знание. Оно оборачивается вокруг Знания, укутывает Гнозис, скрывает в себе некую чуждую машине звезду, иглу, не существующую, но больно колющую это сознание изнутри. При особых условиях эта игла-звезда может взять власть над машиной, превратив человека в кое-что, превосходящее его смертную участь, сделав из него агента, рассматривающего свою машину только как инструмент реализации Истории.

- В некотором смысле "свежая кровь" - это метафора должного абсурда. Рвутся бомбы, трещат ветхие конструкции старых партий. Возможен ли ослепительно новый путь, грубо говоря: сочетание государственного и творческого? Индивидуализм + дисциплина, а?

- Новое время приказало: человек, будь рационален, предсказуем и соблюдай договор. Но человек поддается рационализации всего на несколько процентов. Новое время приказало делать вид, что остальных процентов нет вовсе, гильотина просвещения их якобы отчекрыжила, заперла их в дурдоме, сне, аффекте. Но запрещенная часть бунтует. Социализм провалился, так как понимал человека рационально и ничего не смог поделать с этой запрещенной частью, говорящей на языке сна, с зажатым ртом. Эту "внутреннюю контрреволюцию" не удалось принести в жертву, она всегда возвращалась, как зараженный труп, который швыряют за стену осажденного замка, чтобы всех там заразить чумой. Напрашивается, конечно, два вывода: либо социализм невозможен, либо это был не социализм. Ответ на этот вопрос и есть ваша классовая позиция. Лично я думаю, что социализм победит, когда сумеет взять запрещенную часть в союзники. Той традиции, к которой я отношусь, равно угрожают как рынок, так и "сильное государство".

Государство делает из человека винтик, а рынок превращает его в мелкую монету. Есть только один выход - самоорганизация. Но это не заменяет, конечно, прямой конфронтации с системой. Летом я участвовал в файтинге с ОМОНом у Большого театра по поводу отмены социальных льгот. Это самый правильный спорт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
710
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
701
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
574
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости