Александр Панарин. Стратегическая нестабильность в XXI веке. - М.: Алгоритм, 2003, 560 с.
Чуть больше года назад русский народ и русская история понесли тяжелую и, может быть, невосполнимую утрату. Умер Александр Сергеевич Панарин. Блестящий интеллектуал и просветитель. Подвижник. Великий человек непрестижной профессии - защитник Родины.
Не было ни траура, ни скорбных сообщений - нынешние "хозяева" из полицаев да обслуги борделей не любили и боялись его. Александр Панарин был из тех, кто не только ЗНАЕТ, что происходит, но и МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ это каждому. От студента до кухарки. Практически "всему этому быдлу". Не убедить, не увлечь пафосом и риторикой - а именно объяснить, показать и пробудить от сна. Каждая его книга была сродни исцелению незрячих и немощных, спасению заблудившихся и оболганных. Он знал правду. А правда проста. Этим и страшна для всевозможных "хозяев дискурса", плодящих свои "концепции", чтобы водить нас на поводке лжи.
Панарин не был забубенным технократом-прагматиком, коих столько развелось в последнее время. Однако он и не Дугин с его провокационной философической поэзией, культурологическим волюнтаризмом и пророческим визионерским пафосом. Рядом с Панариным следует поставить других выдающихся отечественных мыслителей - Вадима Валериановича Кожинова и Юрия Мефодиевича Бородая.
Александр Панарин руководил сектором истории философии в Институте философии Российской академии наук. Заведовал кафедрой политологии МГУ. Написал восемнадцать книг. Перед смертью работал над девятнадцатой, начало которой готовится сейчас к изданию в журнале "Москва". Та, которая предлагается вашему вниманию, - предпоследняя. Тираж - три тысячи штук. Но частично есть в интернете. По адресу filgrad.narod.ru. Отдельные статьи - по адресу http://www.archipelag.ru. И так далее. Вместе с книгами последних лет "Искушение глобализмом" и "Россия в циклах мировой истории" эта книга должна стать учебником для всякого мыслящего человека в нашей стране.
"Стратегическая нестабильность в XXI веке" строится как захватывающий роман с интеллектуальным сюжетом. Десятки сюжетных линий стекаются к кульминации. Дано: весь обозримый мир с его бесконечной и хаотичной множественностью явлений, кажущихся бесконечно далекими друг от друга. Требуется доказать, что все они связаны общей закономерностью, а часть из них - общей целью. Читая Панарина, испытываешь не только интеллектуальное, но и эстетическое удовольствие от того, как каждый кирпичик оказывается в стене Мироздания.
Почему демократические выборы лишь тогда достойны звания демократических, когда их результат известен заранее? Зачем дикари дарят друг другу подарки и чем потлач (обмен дарами) отличается от цивилизованного обмена? Почему до Фрейда общество репрессировало низменные мотивы, а сейчас подвергает добродушному либо жестко ироничному осмеянию и скрытому осуждению высокие? Почему стало немодно, мучительно и немыслимо служить в армии? Как в местах скопления природных и человеческих энергетических ресурсов образуются очаги терроризма? Почему поборники технического прогресса ненавидят мирно почивающую на его обочине деревню? Что общего между православием, иудаизмом и марксизмом? Почему остановилась космическая экспансия и будет ли человечество жить в космосе?
Сливаясь воедино, эти сюжетные ручейки образуют эпическую по размаху картину - Общую теорию относительности социального мира. Панарин задает архетип мировоззрения, выстраивает каркас, на который каждый сможет налепить рыхлую глину своего опыта, и получится не божок, а величественное творение. Главная эмоция, которая не покидает во время чтения его книг, - я ведь точно так думал! То есть догадывался┘ То есть чувствовал, но, как собачка, не мог сказать.
В "Стратегической нестабильности в XXI веке" речь идет о том, по какому принципу определяются союзники и противники США. И вместе с тем - о будущем цивилизации, прогресса, человечества и Земли. У развязанной в конце прошлого века Мировой гражданской войны за ресурсы, фронт которой прошел внутри этнокультурных, национальных и государственных сообществ (включая нынешнего мирового гегемона), может быть два исхода: либо цепная реакция, взрыв и общий конец для всех, либо - победа. Наше дело - правое, а значит, выхода нет. Мы обязаны победить.