Недавно я стал свидетелем Исторического события. Знакомство Толстого и Достоевского, которому так долго противился критик Николай Страхов, наконец-таки состоялось! Ничего ужасного не случилось - замечательные люди друг другу понравились. Вероятно, потому что оба давно не пишут. Владимир Ильич Толстой (праправнук Льва Николаевича) управляет своим поместьем - чудесной Ясной Поляной. Петр Андреевич Достоевский (правнук Федора Михайловича) занимает скромную должность при музее своего прадеда. Толстой и Достоевский познакомились в кулуарах литературной премии Солженицына. Ах эта история с ее символами! Ничего особенного - просто люди живут.
Солженицынская премия досталась фильму Владимира Бортко "Идиот" с титаническими Инной Чуриковой и Евгением Мироновым (я о заключительном эпизоде, если вы его помните). Да и в целом фильм, конечно, хороший. Думать о нем приятнее, чем даже о сериале "Бригада". Хорошее "мыло", если только мыло, становясь хорошим, не перестает быть мылом. Разве не его писал Достоевский - применительно к своему времени?.. Просто не было тогда еще принято продавать гнилые хомуты вместо хороших, вот и варили "мыло" по-настоящему. Сдуру, конечно. Потому что человек не было еще "экономическим", а собственник - "эффективным". Сегодня, в правильном обществе тотального процветания, разве стал бы тот же Федор Михалыч неэффективно пыжиться и сочинять "Идиота"? А хоть бы и попытался - эффективный издатель ему бы не разрешил. Зачем, если гнилой хомут можно продать за те же самые деньги? Причем без обмана, цена "реальная"! Потому что хороших хомутов (затратных и малорентабельных) на рынке нет. Они оттуда благоразумно удалены. Так бы Достоевскому и сказали: "Не демпингуй нам рынок замечательных гнилых хомутов! Иди лучше сочини сценарий для reality-шоу".
Горите огнем, расстраивает не это. А то, как прекраснодушно наша интеллигенция праздновала "победу". Дело дошло до славословий в адрес телеканала "Россия", устроившего производство и показ фильма. Знаете, на что было похоже? На то, как неплохой обломовский господинчик по уши влюбляется в шлюху и прыгает, задрав штаны от счастья, по лужам, удостоившись ее немытого поцелуя. Или, если угодно, на то, как Лебедев сносит плевки Рогожина и с восторгом целует отпихивающую его руку...
Плевать, конечно, на телевидение. Просто с некоторых пор я нахожусь под надзором... скажем, Антидиффамационной лиги и могу писать только про милые, приятные вещи. И сочинять подписи к фотографиям. А о том, как "бутафорская", то есть не озабоченная национальным и государственным возрождением, власть порождает бесов с диффамационными ухмылками, я попросил написать хорошо знакомого "внеклассным читателям" Василия Шевцова и замечательную исследовательницу творчества Достоевского Людмилу Ивановну Сараскину. Кстати, это именно она познакомила Толстого и Достоевского. Спасибо ей.
Русские не сдаются.