Боевым традициям верны: представляем очередное имя.
Талантливая Василина Орлова - поэт, эссеист и прозаик. Ее статья-манифест появилась еще в первом выпуске "Свежей крови". Роман "Голос тонкой тишины" опубликован "Дружбой народов", повесть "Бульдозер" вышла в "Москве". А повесть "Вчера", попавшая в лонг-лист "Дебюта", недавно вместе с рассказами выпущена столичным издательством "Грейта".
Помню юные времена. Василина - студентка философского факультета, но без уныния во взоре: глазки сверкают, блондинистая челочка, яркая помада, киса-мурочка...
Парк у Чистых прудов, пиво, скамьи, блюдце пруда, хмельной мужик раскачивает лодку, наши отрывистые речи.
Пролетают годы. Недомолвки, легкие ссоры. Василина пишет и пишет. Замуж выходит. Нервный с усиками муженек. Миримся. Ее печатают, обласкивают, постепенно опутывая литературными сетями.
Сегодня Орлова на пороге большого признания. Еще немного, и наша рыбка окажется на сковороде. Зашипит, поджариваясь. Огонь славы зажигаем мы, отдавая целую полосу Орловой.
Что свойственно Орловой?
Цепкость зрения, миниатюрность картинок, которые не становятся хрупкими или ломкими, а остаются прочными.
Василину можно было бы упрекнуть в инфантилизме, назвать ее прозу "женской", а то и "девичьей". Но перед нами не кисейная барышня, а хищник. От бесчисленных начинающих бумагомарателей с километрами "ахов" и "охов", и банальным барахтаньем на поверхностном уровне бытия, ее отличает цепкость ума, четкий фактурный русский язык, багаж знаний, чувство достоверности и меры.
Василина и порывиста, и профессиональна, и простодушна, и себе на уме.
На стыке двух противоположностей - умения писать взахлеб и способности отсечь лишнее - появляется зрелый писатель.
О чем она?
Работает с общедоступным, а не порицаемым, как кто-то подметил. Есть сквернословы, друзья опарышей, винной отрыжки, струпьев и срама. Делают свое тревожное дело. А есть народ, схваченный мгновенным, любящим, близоруким, соединяющим взглядом, перепаханное поле, черные комья, скользкие милые черви, и над благолепием носится Василина, невеста витязей, дочь полков, одуванчиковый пух...
Василина против Селина. Орлова за нежное слово.
И неважно, сколько ему лет, автору. Неважно, что написано не так много. Все еще будет.
Потому что будешь ты писать.
Вот Рома Сенчин написал "Вперед и вверх на севших батарейках", отрывок мы печатали, а теперь вся повесть в последнем "Новом мире". Разговор от первого лица. Чем подкупает? Да нет, не реализмом, не достоверностью, это все несколько абстрактно. У Сенчина есть выстраданная позиция. И он за нее дерется: близость к народу, превосходство грубого труда над умствованием, расщепление бревна вместо "расщепления волоса"...
Прав ли Сенчин? Речь уже не о правоте, а о стиле жизни. Например, герой, обладающий нормальным капиталом, долларами, зарплатой, каждый день вскакивает спозаранок, обходит коридоры общаги и собирает бутылки. Наваривает 11 рублей. Зачем? Голодная жизнь выгоняет на промысел? Тут другое. Праведное эстетство.
Верен себе и Геласимов, последовательно разрабатывающий новые темы, но неизменный в скупой аскетичной манере повествования. Знаю, что он собирается поехать в степи, сочинить эпопею о Великой Отечественной. Вижу, как удачен и легок он, если о современности, и архивен, если о прошлом. Пускай дерзает, авось выгорит.
Василина тоже умышленно сужает границы, заявляя в интервью, что нужно жить да жить, а не размышлять об "историческом пути России", и посмеивается над сторонними наблюдателями народа.
Желаю автору вынести тяжелое бремя такой вот позиции, удобной и популистской исключительно на первых порах.
А в целом, как ни парадоксально, упертость свидетельствует об обязательном развитии.
Ждем от девочки вестей.