Сейчас стала модной надежда: из политики энергия перейдет в искусство. Молодые и невостребованные займутся созданием холстов и томов, отвернувшись от выборов и шествий. Увы, похоже, для этого нет оснований. Чистое чувство, вечные темы, жажда выразиться, все мотивы для творчества блекнут в лучах телевизора, мозг заменяет пивная пена, а главное - писать скучно и грустно: фиаско "человеческого", распад понятий, смерть идей. Некому руку подать. Какому-такому читателю? Литературу ждет то же, что и везде, - резервация, слависты, скромные посиделки.
Тем хуже для обстоятельств. Преодолеть современный процесс может только личная мутация, заплыв наперекор, волевое усилие. Личный талант, а не когорта "новых писмачей". Только индивидуальное дерзновение вдохнет жизнь в бесцветное общество и пообмякшую литературу. Этого-то дерзновения желаю всем нам, намеренным сочинять книги.
Когда полоса "Свежая кровь" возникла, была задача: представить юношескую палитру, самые разные, экзотические группки с их манифестами и работами. Окунуть читателя в кипящий котел. Я решил повременить. Теперь понятно: правильно, ибо не стоит ворошить перегной. Нехорошее время пожирает всех. А тот, кто спешит заявить о своей "боевитости", делает это на последнем издыхании. Если человек сыплет налево-направо грубиянством и, икая, зовет к топору, значит, тонет в безвольном хаосе, и цели нет. Самое смешное, что за разумную, выверенную линию меня порой обвиняют в "отступничестве". Ведь я дописываю роман, выпускаю литературную полосу, а не несусь стремглав резать пузо на Красную площадь или, вернее, набивать пузо в нескончаемом застолье. Людей, милых, но исторически инвалидных, неспособных на результат и видевших во мне изначально себе подобного клоуна, уверяю: свежесть - это не слепая прыткость.
"Свежая кровь" в своей литературной части дает слово состоявшимся авторам, поддерживает художественно одаренных, а в социальной - одобряет жизнестойкое и транслирует похороны устаревшего. И подготавливает базу для Иного.
Хочется поговорить об обществе. Разумных и деятельных, как всегда, не отыскать. Толстые мешки, мифические меценаты позорно юродствуют. Ничего не создано и не высказано! Печально, что литераторы, которым жизни осталось с гулькин нос, по-прежнему ведут себя как ни в чем не бывало. И либеральные, и патриотические "мастера", вечные эксцентрики и статисты, осторожненько ноют, палец о палец не ударившие, чтобы поменять ситуацию в своих движениях, хотя могли бы - людей мысли и чувства все же в России чтят.
Мрут левые и правые. Они терпят крах, и вместо энергичных нестаромодных решений, вместо того, чтобы взять в союзники современных открытых ребят, талдычат уныло затрапезные признания, демонстрируя женскую логику. Пора обратиться к свободе, научиться впитывать разные слова и мнения. Да вас нет уже почти! Закройте свою кухонную мафию! СССР мертв, вы уходите следом, манерничая.
Есть до сих пор формально мощные, но затупившиеся орудия - Радио "Свобода" и "Советская Россия". Пусть с небольшой, но ухватистой силою, органы, востребованные пенсионерской, идейно ангажированной аудиторией. Вырваться из тенет пробуют некоторые умельцы. Например, Лев Ройтман, который ломает заезженные пластинки, устраивая острые и взрывные дискуссии в своей передаче "Факты и мнения".
Примеров мало. У большинства "общественников" - коллективный поток сознания, течение в одну сторону, боязнь выпасть из бессмысленного контекста и скорое впадение в Черное море Небытия.