0
945
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

04.03.2004 00:00:00

Вдарьте по мячику!

Тэги: Новиков


- Владимир Иванович, на ваш взгляд, чего не достает современной русской литературе? Совсем грубо: о чем писать следовало бы?

- Скажете тоже: "следовало бы"! Мне интереснее всего нарушители приличий, идущие вразрез с устойчивыми представлениями, в том числе и моими. Попробую обозначить некоторые мертвые зоны, где накопились завалы штампованной продукции. Это прежде всего антиутопическая традиция, объективно исчерпанная и закрытая еще "Москвой 2042" Войновича. Начинают также надоедать фантастически-альтернативные версии российской истории (уже жаргонно именуемые "альтернативками"). Сколько можно тянуть постсоветскую резину, искусственно продлевая девяностые годы! Не вижу проку в реабилитации и эстетизации наркомании: потребители "наркоты" вообще читать не любят, а запойные читатели - это люди в основном здоровые. Наконец - грязно-грубая эротика: зачем о телесной любви писать так, чтобы при чтении приходилось зажимать нос? Мне кажется, что все эти оргии с матерщиной - дань инерции и устаревшей конъюнктуре. А в реальной жизни я вижу нарождающуюся молодую интеллигенцию, грамотную, трудолюбивую, не склонную ни к идеологическому, ни к сексуальному разврату. Воссоздать эту новую среду сюжетно - интересная творческая задача. Но никого не призываю ее срочно решать: может быть, нынешним молодым писателям просто слабо с этим справиться┘

- Вы не ощущаете некоторой вялости, утраты дерзновения в нынешних текстах, а я имею в виду и критику. У вас нет ощущения нехватки поэтики? И с другой стороны - "свежее варварство", легко поддающееся тиражированию и возведению на алтарь, - это ведь тоже угроза┘

- Еще как ощущаю! Молодые прозаики, поэты, критики все еще по старинке стремятся "войти в литературу", определиться внутри этого - увы! - периферийного, провинциального в настоящий момент пространства. Но своего читателя лучше ревновать не к другим литераторам, а к телевизору, к дискотеке, к путешествиям - словом, к жизни, которая сегодня в целом во много раз интереснее словесности. Нехватка поэтики, о которой вы говорите, приключилась именно оттого, что дебютанты 90-х годов ударились в декларативный эстетизм, презирая социальность и политическую ангажированность шестидесятников. От "житейского волнения" устранились, но "сладких звуков и молитв" не сложили. Смешно читать декларации иного писателя: заявляет, что для него главное - ритм фразы, а сам при этом жутко какофонит в своих сочинениях. Что касается "свежего варварства", то оно не опасно, если свежесть действительно имеет место. Вульгарная беллетристика может послужить сырьем для высокой прозы - здесь необходима честная конкуренция.

- Как вам такие разные Ирина Денежкина и Андрей Геласимов?

- У Денежкиной фамилия говорящая. Она - Алсу в литературе. Коммерческий тоталитаризм открывает дорогу безголосым певцам и певицам. При самом непредвзятом прочтении я не слышу никакой индивидуальной интонации во фразах типа: "Мне хотелось пива и секса в неограниченных количествах". Это старо, как всякая искусственно культивируемая "молодежность" в литературе.

Геласимов - случай совсем иной. Это труженик, профессионал, имеющий четкое представление о сюжетной драматургии. Писатель, я бы сказал, типа Слаповского. А чего мне здесь не хватает - так это легкости, словесно-интонационной неги, "прикольности", если угодно. И прежде всего - творческого переступления, без которого не может состояться подлинный литературный лидер.

- Вы верите в появление новых и лучших книг?

- Верю. И новые, лучшие книги стоит отслеживать в индивидуальном порядке. От поэзии и прозы никто ведь не требует увеличивать ВВП. Если каждый читатель может найти для себя в данный момент хотя бы одного писателя-единомышленника - значит, литературный процесс идет нормально. Лично мне особенно близки те писатели, кто в нашем хаосе и бардаке умеет рассмотреть проблески неистребимой и самодостаточной духовности, увидеть глубину не только страдания, но и счастья (а оно в реальной жизни у нормальных людей бывает: не все же с утра до вечера страдают от неполучения очередной литературной премии!). В семидесятые-восьмидесятые годы так работал Валерий Попов, вопреки всему отстаивавший тезис "Жизнь удалась". В наше время отдаю должное, скажем, вашей смелости: выбежать из литературного окопа с криком "Ура!" - это поступок. Но нелегкий еще предстоит поединок с тотальной пессимистической инерцией.

- А идейность нужна?

- Само слово "идейность" в русском языке слишком скомпрометировано в те времена, когда любая духовная самостоятельность обзывалась "безыдейностью". Но, конечно же, идея в изначальном, платоновском понимании - важнейший двигатель творчества. Лично я люблю это слово и не хочу подменять его тем "семиотическим" мусором, которым был завален конец минувшего столетия. Главная прелесть литературной профессии - в неустранимом расхождении между идеей как авторским замыслом и идеей как критической интерпретацией, между посланием и прочтением. Живое, свежее и многозначное произведение всегда таит в себе большую идею. Но умный писатель ее открытым текстом, как правило, не высказывает, а с лукавым интересом ждет, как расшифруют читатели-критики его криптограмму, пусть даже вычитают что-то совсем неожиданное, "ровно наоборот" по отношению к авторскому замыслу. В нынешней критической практике искусство интерпретации практически сошло на нет, его подменили нудные квазисоциологические рассуждансы о "статусе" литературы да голословные, ничем не аргументированные оценки ("талантливый", "блестящий", "событие года", "посредственный", "неудачный" - все это унылый словарь критиков-начетчиков, не владеющих артистическими приемами убеждения).

Кто там у вас на подаче? Вдарьте по мячику так, чтобы я кинулся его отбивать, предлагая азартную интерпретацию свежей вещи, философское или социально-публицистическое ее прочтение. Чтобы было о чем заспорить - по сути, а не по принципу "нравится - не нравится". Пока же на вопрос нормального, нецехового читателя: "Ну, что там у вас в литературе действительно нового?" - приходится отвечать: "Когда что-то появится, я тебе сам позвоню".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
604
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
612
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
492
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости