Летом побывал я в гостях у одного нашего сотрудника, с которым люблю иногда повздорить на страницах "НГ-EL", так как оба печатаемся на этих страницах. Вот и бодаемся иной раз в братской могилке. А тогда летом хорошо посидели. Столик был яств, в проигрывателе "Гроб" вертелся. Диск группы "Гражданская оборона". Альбом "Звездопад".
- А какая песня лучшая? - спросил хлебосол.
- Этим утром я принял решение, - говорю.
Совпали.
Следы - это был человек
и нету.
Следы - это только то,
что осталось.
Следы, не размытые морем,
вдоль моря.
Но все остается с тобою
навеки!
Но все с тобою навеки уходит.
Слова Поженяна о следах, словно петлях, о мистично желтеющих березах, о зареве атомного пожарища и сырости избушек.
По-утреннему резки и демонстративны высказывания на сегодняшней полосе.
Жизнь дана нам для сомнений. Для вечного сочетания обжигающего Рывка и обволакивающей Мягкости, для соперничества обывательского блага и индивидуального рвения, для понимания предпочтительности Небытия и мучительного выбора Вспышки. Не стоит заведомо клясть "качественную прозу". Не стоит с гримасой негодования судить о человеческом прогрессе, и "фальшивом гуманизме", и - ах! - "обществе потребления".
Проблема многих в том, что они не могут не классифицировать выходящее за рамки. Литературные трутни охотно сведут порыв к аналитике знакомого улья. Это обычно и понятно: наблюдая за чужой свободой, легко потерять веру в себя. Особенно если тебе не привыкать к постыдному, зато по нраву укрываться за коллективной эмоцией под названием "мы". Мы думаем, мы знаем, мы считаем, мы принимаем. Того, что никак не приму я.
Только нечто большее, нежели уютное деление на "лагеря", только уверенность в высоких предназначениях вынуждают идти на риск, прочерчивая собственную линию. Я никогда не боялся вести диалог со всеми, подвергая нападкам и "левых", и "правых", подмечая наиболее интересное, важное и выразительное в высказываниях тех и других. О, если бы это был карьеризм! Нет, это вызов. Цена ему - реализм.
Коротко о тенденции. Бездарная перепалка будет окончательно похерена в ближайшие годы. Индивидуальный выбор наиболее адекватен происходящему. Те, кто верен неактуальной перепалке, - в историческом проигрыше. Это Русь уходящая┘ Новые же авторы разглядывают гаубицы и мечи, которые пользовали друг против друга недавние оппоненты, как экспонаты музея. Наступающая словесность с ее образами и идейными запросами захватывает общее пространство. Примерно то же происходит и в новейшей политике, когда из общественных борений вырисовывается неотвратимый синтез всех неценителей "латиноамериканского сериала".
Чтобы размежеваться по-настоящему, выстраданно и воинственно, надо объединиться. Это чуют храбрые сердцем и ведают острые умом.