Долгожданное: в ответ на появление в либеральной среде радикал-патриотов противоположная среда выстрелила радикал-либералами.
Михаил Бойко, сочинявший объемные статьи в "Патриоте", красовавшийся на первой полосе "Правды", ораторствовавший на совещаниях в Государственной Думе, делает экстравагантный шаг. Своим манифестом "Как я стал либералом" он разрывает с "лживым и позорным прошлым", прямо отсылая нас к Дмитрию Ольшанскому с небезызвестным "Как я стал черносотенцем". Бойко по примеру Ольшанского пристально всматривается в Константина Леонтьева, правда, без благоговения.
Я публикую ваш манифест, Бойко. И лиричный пасквиль питерца Исаака Рахиля.
Это скандал. Но это и откровение о распаде. Линия распада проходит через все общество, так что гнилые куски отваливаются, шмякая.
Первыми были либеральные юноши, увы, продолжившие игровую традицию. Почему бы, высмеяв Норму как кал, со слезами не поклониться хлебной краюхе? Можно еще - покаяться перед Калом ("и дым Отечества нам сладок и приятен", и навоз душист, и отходы наших собратьев священны)... Все-таки это игра, потому что не один неофит всерьез не станет активистом: придется пробуждаться на маевку, вступать в некие ряды, развивать там свои проекты, писать в "красные листки". Если нет осмысления - разочарование впереди.
Точно так же я не верю, что "правдист" Миша Бойко сделает успешную карьеру в СПС. Это как если бы он решил стать женщиной. Формальные признаки поменялись, груди там, голос тонкий, но забеременеть не удастся...
Слабо владея политической информацией, не ведая судеб и смыслов "заманчивых лагерей", романтики, привлеченные смутным блеском ледяной речки, бросаются с крутого бережка. Приземление будет им заместо порки! Приземлившись, они все вместе и встретятся на льду. Если кто не потонет...
Мне не мила эмоциональная чрезмерность авторов. Но есть естественная тенденция, ее не стоит скрывать. Дискредитация идеологий и все большая призрачность мира рождают истерику. Общество стремительно затягивается теменью, редкие проблески сознания, и все темнее, темнее┘ Дебилизация масс. Растерянность интеллектуалов, которые, обнаружив себя загнанными в угол, мечутся из одного угла в другой.
И еще. Пошлость чиновников. От ГКЧП осталось ощущение незаконченного полового акта. В годовщину августовского фарса - опять изнасилование импотентами, знакомые манеры. "Грубость" власти возвращается самой нудной позднесоветчиной (той же, что и в 91-м, на фоне неудержимо рассыпающейся страны) и не может не аукнуться протестом.
Честно говоря, будущая полемика из-за сегодняшних материалов малолюбопытна. Главное, не быть пустопорожним исполнителем. Заниматься творчеством. Поэтому странствия неофитов от Гайдара к Шандыбину или наоборот я оцениваю как творческий поиск.
Пройдя через отречения и приязни, литераторам надо вернуться в литературу. Только искусство позволяет человеку проявиться, оправдывая свое существование.
Актуальная политика - это не мысль. Политика безлична. Безвидна и пуста. И тьма над бездною.