Поговорим о кумирах молодежи.
Давно замечено: по-настоящему легендаризируют персонажа обстоятельства его гибели. Роковая развязка - и есть тот траурно-черный пиар, в результате которого икона очередного мученика повисает в красном углу. И самым здравым было бы не вздыхать над трупом в умилении, мол, о мертвых ни гу-гу, а попробовать отделить Ничто от Сути, движение от покоя.
Прекрасно понятное недоверие читателей к "Свежей крови", мне кажется, рассеивается. Ведь наша задача - не потакание игровому радикализму, не заведомое левачество. А заведомые свободомыслие и непредсказуемость.
Три кумира выбраны, пожалуй, остроумно: боевик Че Гевара, актер Сергей Бодров-младший и певец Виктор Цой. Все трое - в мире ином. Масскультура их тиражирует. Погодите, еще майки со словом "Лимонов" появятся на торсах плебса┘ Лимонов - туда же, а? Пристально всмотримся.
Суждения наших авторов кого-то покоробят. Потому что пора ломать стереотипы. Это слишком мягко и слишком твердо, но сказано.
(Например, не разобраться ли нам с "хачами"? Да, с так называемыми черными, которые, похоже, самая работоспособная часть современного сонливо лютующего против них сообщества. Обещание: целую полосу отдам "хачам"! Пора бы распотрошить мозги бледнокожих соплеменников┘ Кто есть ваша нелюбовь, читатели? Гортанные, фактурные, с синевы рассвета до тьмы - хоть глаз выколи - черные горбатятся, горбоносятся, даже не успевая побриться! Большой вопрос: кто круче по жизни и по сметливости - большой народ или горстки горцев? Опускается тьма ночи. И черные кидают после трудов на солнцепеке, погрузившись в постель, десяток длиннющих палок и, лишь вздремнув, уже вскакивают разгружать фуры и расставлять занозистые ящики с помидорами. Это правда. Нужно оперировать фактами.)
Сейчас - о другом. О кумирах.
Че Гевара - маньяк, ползавший в болоте. Вы наверняка в курсе: Чикатило взяли, когда он в трехлитровой банке тащил пиво - ах, не расплескать бы! Че и Чи - братья навек. Оба пошляки. Че Гевара был мещанином, даже возглавлял банк Кубы, банкиром был ваш Че. И еще марксистом был. Согласитесь, нечто нестерпимо марксистское есть и в ростовском душителе с его пенным пивком!
В принципе все обсуждаемые на полосе существа - Цой, голосящий высеченным ослом, и толстоморденький, перемазанный в шоколаде Бодров - сами по себе не так дурны. Даже Искариот был достоин войти в число двенадцати. Ну и что? Евангельская сказка поучительна. Все равно все они - кумиры толп - разменные монеты реальности из уверенной кучки серебряников.
С кумирами, с победными выводами о "гражданственности" или "духовности" надо быть поаккуратнее. Любая позитивистская одержимость рано или поздно оканчивается крахом, мир тает и рассыпается. Зато критичность оказывается самой надежной почвой. Горячей и твердой, требующей мужественных ступней.
Молодежь, разнородная, неподвластная будто бы анализу, может быть зафиксирована в нескольких точках. Троица планет правит молодыми умами. Есть красная планета Че - контркультура, скач с флагами сквозь милицейские кордоны, "антибуржуазность"┘ Неподалеку планета Цоя, где больше пацифизма, откуда исходит миф о "простой классной музыке" и вообще "русском роке"┘ И есть планета Бодрова - Русь пацанская, хмурые плевки, черные кожанки, побритые головы, втянутые в плечи┘
Может быть, все три планеты, атакованные нашими авторами, тайно мне милы, облучили меня, даже присушили... Но распад начинается там, где пропадает критичность. Наезды лучше елейности! В этом специфика "Свежей крови".
Противясь авторитетам, мы мешаем распаду.