0
2916
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

17.04.2003 00:00:00

Хозяин бани и огорода

Тэги: шукшин, деревня


O Rus!
(Hor.)
О деревня!

У него были маленькие глаза и узкий лоб. По слухам, он побивал свою глупую большую жену, что, конечно, нехорошо - все равно что корову мучить. Многим он неприятен из-за своей любви к "колхозникам", этим неловким, дурно пахнущим сундуком и слишком жирной сметаной людям.

Хуже всего то, что он снимался в кино. Кто бы сегодня знал, что классик постсоветской литературы Татьяна Толстая - вздорная и неумная женщина, если бы она не дарила нам свой образ с телеэкрана? От силы человек сто. Остальные бы думали, что она автор "Сомнамбулы в тумане".

Первый сборник его рассказов "Сельские жители" появился в 1963 году. Это было очень плодовитое время, особенно на рассказы: Абрамов, Аксенов, Астафьев, Белов, Битов, Нагибин, Трифонов, незаслуженно забытые Юрий Казаков и Виктор Курочкин┘ Им предстояло разойтись по разным углам: одни были причислены к "деревенщикам", другие основали новое для советской литературы направление "городской прозы". Он, вопреки распространенному мнению, остался посередине, но место было уже занято.

* * *

Тема "природы и цивилизации", романтическая ограниченность которой была блестяще преодолена Толстым в повести "Казаки", впервые прозвучала в пушкинской поэме "Цыганы". Структура конфликта - "Земфира vs. Алеко при посредничестве Старого Цыгана" - стала для этой темы инвариантной. Она повторяется и в "Герое нашего времени", и в "Казаках", и в ничтожной (а потому буквально копирующей схему) купринской "Олесе", и даже, если угодно, в "Пикнике на обочине".

Конфликт выглядит так. В мир коллективной гармонии вторгается ищущий индивидуальной гармонии контрагент. Он разрушает или грозит разрушить уютный "мирок контрабандистов", что и самому ему грозит гибелью, но посредник, принадлежащий к разрушаемому миру (Максим Максимыч, дядя Ерошка, Сталкер), спасает и прощает его. Агент не умеет воспользоваться прощением и терпит крах, а поколебленная им гармония трудно возвращается на круги своя. Схема легко проецируется на попавший в золотую советскую серию "Библиотека всемирной литературы" рассказ "Срезал".

"К старухе Агафье Журавлевой приехал проведать, отдохнуть сын Константин Иванович с женой и дочерью. Деревня Новая небольшая, и когда Константин Иванович подкатил на такси, сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын, средний, Костя, ученый. К вечеру стали известны подробности: он сам кандидат наук, жена тоже кандидат, дочь школьница, Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки".

Очевидно, что курсивом выделены оценки, и оценки эти критические. Устал от света и суеты, "подкатил", взбаламутив деревню, подарил зачем-то экзотический "деревенский" подарок - деревянные ложки и фальшивый самовар, чай из которого, известно, не чай - без вкуса и запаха. Не проекция ли это вовне собственной затаенной тоски по мамкиному борщу и утерянному раю аутентичности?

Деревенские взбудоражены, они концентрируют свое бессознательное раздражение на "кандидатстве". Ведь "кандидатами" приговоренных называют. Мужики первыми идут к Глебу Капустину, хотя тот не пользуется у них ни уважением, ни любовью. Мужикам нужен палач.

В отличие от деревенских, сидящих на месте и оттого с легкостью ощущающих всякую пришедшую извне фальшь, приезжий Константин Иванович не замечает угрозы, не подозревает о ней: движущийся всегда чуть более дезориентирован, чем неподвижный. Константин Иванович рад встрече с мужиками, даже тянется к ним:

- Эх, детство, детство! - с грустинкой воскликнул кандидат. - Ну, садитесь за стол, друзья, - радушно пригласил он.

За столом люди братья: и "кандидат" перестал казаться чужим, и мужики размякли. Но палач не человек, палач - это функция. Глеб прерывает воцарившуюся за столом идиллию и начинает "работать".

Сцену казни опустим.

- Да в чем же вы увидели нашу нескромность? - не вытерпела Валя. - В чем она выразилась-то?

Действительно, приехали культурно, самовар привезли, гостям накрыли-налили┘ Невдомек "кандидатам", что для деревенских оскорбителен сам факт их другой жизни, не говоря уж о невольной демонстрации того, что эта другая жизнь возможна. Показать деревенским, что в жизни бывает иначе - значит подвергнуть их искушению, лишить опоры на самодостаточное размеренное бытие и монотонный нечестолюбивый труд, а это для деревенских - смерть.

- А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. Подумайте - и поймете. Можно ведь сто раз повторить слово "мед", но от этого не станет сладко. Можно сотни раз писать в статьях слово "народ", но знаний от этого не прибавится. И ближе к этому самому народу вы не станете. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. А то легко можно в дураках очутиться. До свиданья. Приятно провести отпуск┘ среди народа.

Это ведь уже не Глеб говорит. Это его слова. Васькины.

* * *

Мотив нравственного насилия города над деревней впервые отчетливо прозвучал у Писемского, в рассказе "Питерщик". Речь там о крестьянах, которых сызмальства отдавали в город ради обучения ремеслу. Возвратившись, те сначала ходили гоголем, а потом впадали в непонятную односельчанам тоску. О вроде как промелькнувшем и вроде как утерянном, о мечте. Мечта ведь сбывшейся не бывает┘ Вот они, бедолаги, и начинают, как говорят в народе, "задумываться".

В каждом рассказе Шукшина, где город сталкивается с деревней, возникает что-то неразрешимо трагическое. Гибнет "молодой Байрон" Спирька Расторгуев, гибнет взятый из деревни в Москву гармонист Колька Паратов. Даже в раннем светлом рассказе "Сельские жители" между сыном-горожанином и диктующей для него трехстраничную "телеграмму" старухой встает непреодолимая онтологическая стена, препятствие пострашнее географических километров.

Чисто "городские" рассказы, где деревню представляет одинокий герой-протагонист, еще безысходнее и муторней - "Три грации", "Обида"... Мужика оскорбляют - при дочери - за узкий лоб и маленькие глаза, за неистребимый запах сундука и жирной сметаны. Напрасно он ищет поддержки - отовсюду гонят его, узколобого. А когда, перетерпев, он с естествоиспытательским интересом пытается разобраться, откуда в людских душах столько равнодушия и необъяснимой готовности ко злу, его бьют. "Цивилизация" побеждает.

Зато те рассказы, где действие не омрачено грозной городской тенью, светлы и прозрачны. С незлобивым юмором описана "Операция Ефима Пьяных". Оптимистичным финалом заканчивается жестокий "Танцующий Шива". Торжествует справедливость в "Суде". А самый гармоничный, мудрый и, на мой взгляд, великий рассказ Шукшина - это "Алеша Бесконвойный".

"Алеша Бесконвойный" - рассказ о любви, которая не требует "в муках замирать", о любви, которая дарит радостью. Редкое состояние. Мало кому доступное. Прежде мне казалось, что в "Алеше Бесконвойном" есть некий буддийский выверт, я мысленно сравнивал его с повестями Сэлинджера - сегодня не уверен, не знаю. То, к чему герои Фрэнни и Зуи мучительно продираются через табачный дым, залежи цитат и кипы салфеток "Клинекс", Шукшину дается без объяснений: как говорят музыканты, "ты не объясняй, ты лучше сыграй".

Жаль, что сыгранное нельзя повторить словами. Его не стало в 74-м, всего через одиннадцать лет после публикации первого рассказа. Его прижизненная слава прошла в тени Высоцкого. Посмертной не сыскал - время стало "не то". Жаль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2337
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1550
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1180

Другие новости