Кабина современного авиалайнера – сложнейшая система навигационного и коммуникационного оборудования, и звонки по мобильному телефону могут создавать помехи в его работе.
Фото предоставлено пресс-службой концерна Airbus Industry
Впервые выключать мобильные телефоны в самолетах гражданской авиации начали в 1991 году в США. На тот момент не было каких-либо фактов, указывающих на влияние мобильной связи на аппаратуру самолетов, но свою роль в запрете сыграли намерения авиакомпаний ввести платную спутниковую связь на борту самолетов (что, надо отметить, впоследствии и было реализовано). К примеру, ведомство гражданской авиации Великобритании (CAA) провело исследование и по его результатам рекомендовало сохранить запрет на пользование мобильными телефонами в самолетах ввиду опасности помех для бортового навигационного и коммуникационного оборудования. За период с марта 1996 года по декабрь 2002-го CAA зарегистрировало 35 инцидентов, связанных с влиянием сотовых телефонов на безопасность полета. Ни один из них, к счастью, не привел к фатальным случаям.
Недавно и исследователи Университета Карнеги–Меллона пришли к аналогичному выводу: сотовые телефоны и другие PED (Personal electronic device – персональные электронные устройства) могут нарушить работу ответственных навигационных систем самолета. Проведя мониторинг радиоизлучения портативных электронных устройств во время полетов (с помощью антенны и спектроанализатора, спрятанных в сумке, взятой в ручную кладь), они установили, что на каждом рейсе, несмотря на запрет, из салона самолета делается от одного до четырех телефонных звонков. При этом связь устанавливается в основном в критически опасном районе снижения – там, где антенны сотовой связи могут принять сигнал портативного телефона (на эшелоне в 10–12 км это невозможно из-за высокой скорости самолета и ориентировки антенн ближе к земле).
Российская статистика пока не располагает документально подтвержденными свидетельствами причастности мобильных телефонов к происходящим крушениям самолетов. Возможно, поэтому, а также в связи с отсутствием четкого законодательства по наказанию нарушителей российские авиакомпании чаще всего относятся к нарушителям спокойно, ограничиваются строгим предупреждением, не доводя дела до суда. Так, штраф за большинство нарушений правил поведения на борту составляет в среднем 200–500 рублей.
Возможно, одним из наиболее адекватных решений станет установка специальных устройств (микросот), позволяющих пассажирам разговаривать по мобильному телефону в полете. Технологически решение достаточно простое: кабина управления самолета и навигационные приборы дополнительно экранируются от пассажирского салона, где устанавливается мини-базовая станция сотовой связи. За счет хорошего приема излучение мобильных терминалов будет минимально. Весь голосовой трафик пользователей перенаправляется на спутник и оттуда – на базовые сети мобильных операторов связи.
В 2007 году компания Airbus получила одобрение EASA на установку в своих лайнерах подобной системы OnAir, этому решению предшествовало двухлетнее исследование, проведенное на новом аэробусе A-320. Никаких помех в работе бортовых систем ни во время разговоров, ни при отправке SMS замечено не было. Создатели OnAir ожидают, что расценки на мобильную связь на борту самолета будут на уровне тарифов международного роуминга.
Вместе с тем сами пассажиры однозначно поддерживают запрет на использование телефонов в полете. Так, в США в 2006 году 63% опрошенных высказались за сохранение запрета на использование мобильных телефонов в самолетах. Только 21% хочет, чтобы разговаривать по телефону в воздухе было разрешено. А согласно исследованиям российского сотового оператора «Вымпелком» не менее 25% российских авиапассажиров, увидев, что какой-то пассажир не выключил свой мобильный телефон, сделают ему замечание.
Согласно опросу пассажиров Lufthansa 90% из них высказались за то, чтобы самолеты были оборудованы специальными «глушилками» для сотовых телефонов, позволяющими прервать все разговоры в целях безопасности, если запрет на использование телефонов будет все-таки снят. Правда, «глушилки» излучают сильный сигнал на той же частоте, что и мобильные телефоны, так что таким образом проблему не решить. Возможно, помогут персональные детекторы, которыми будут оснащаться стюардессы. Такие устройства могут засекать активность радиоустройств на частотах 800–2100 Мгц и указывать направление, примерную дальность, в котором они расположены.
Таким образом, ни одного однозначного и безупречного исследования, подтверждающего либо опровергающего опасность телефонов и гаджетов в полете, нет. Существующий запрет в основном исходит из презумпции опасности – пока производители устройств не предоставят авиакомпаниям и регулирующим органам достоверных исследований о безопасности своих устройств для полетов, их работа не будет разрешена на борту авиалайнеров.
Вопрос упирается в организационные сложности сертификации. Межправительственная организация IATA, устанавливающая правила для авиаперевозчиков в глобальном масштабе, пока явно не готова выработать общие стандарты и правила для подобного процесса. К слову, пойти путем запретов и организовать сбор мобильных терминалов перед посадкой в самолет тоже достаточно сложно – это потребует дополнительных инвестиций в системы хранения материальных ценностей, однозначную идентификацию владельцев, страхование возможных потерь и т.д. Да и вряд ли, к примеру, пассажиры первого класса согласятся просто так оставить перед полетом свой мобильник, так как стоимость некоторых (к примеру, Vertu) может достигать сотен тысяч долларов.