Судя по опыту зарубежных операторов cотовой связи, доходы от голосовых услуг стабилизируются на определенном уровне без особых тенденций к росту.
Фото автора
По данным ComNews Research, объем российского рынка мобильного контента в 2006 году составил 450 млн. долл. (рост по сравнению с 2005-м – 43%), но по итогам 2007 года рост будет значительно меньше – около 16%, и объем рынка составит примерно 520 млн. долл. Аудитория пользователей контент-услуг (количество абонентов, которые хотя бы раз пользовались услугами контент-провайдеров в течение квартала) оценивается в 20% от общей абонентской базы.
Спрос на услуги кастомизации (картинки, рингтоны и пр.) уже второй год уменьшается – за год их доля в общем объеме рынка мобильного контента снизилась с 54 до 34% (оценка ComNews Research). При этом наблюдается значительный рост в таких сегментах, как IVR (Interactive Voice Response), мобильный маркетинг, коммьюнити-услуги, медиапроекты и мобильная коммерция.
С началом внедрения сетей третьего поколения (3G) перед операторами сотовой связи встает проблема самоидентификации. Судя по опыту зарубежных операторов, доходы от голосовых услуг стабилизируются на определенном уровне без особых тенденций к росту. Увеличивать финансовые потоки для уменьшения сроков окупаемости вновь создаваемых сетей операторы смогут только за счет развития контент-сервисов.
Таким образом, провайдерам мобильной связи придется или привлекать к разработке и внедрению таких сервисов сторонние компании и оставаться только провайдерами услуг (обеспечивать голосовую связи, доступ в сеть интернет, прохождение SMS и MMS), или создавать с нуля контент-агрегаторов, которые будут поставлять им информационно-развлекательные сервисы. Покупать существующие компании, основной задачей которых является перепродажа контента (собственное производство у них находится в зачаточном состоянии), смысла нет – отсутствие у них значимых активов делает такие покупки бесперспективными.
В данном случае уместна аналогия с интернет-провайдерами. В конце 90-х годов прошлого столетия на волне интернет-бума они создавали поисковые сервисы, каталоги, пытались скупать контент-проекты, но построить медийные империи не удалось. Сейчас крупные интернет-холдинги, которые живут за счет предоставления дополнительных услуг, совсем не относятся к интернет-провайдерам. В отдельную нишу выделились и компании по предоставлению услуг хостинга. В сетях сотовой связи скорее всего процесс будет аналогичным. К примеру, японский оператор NTT DoCoMo способствовал формированию одного из самых больших рынков независимых контент-провайдеров (около 120 тыс. компаний).
Интересным направлением контент-сервисов можно признать мобильную рекламу. Однако для ее развития необходимо создавать информационные каналы, обладающие интересным наполнением. К примеру, у российских пользователей на руках более 100 млн. сотовых телефонов, но они используют их только для совершения звонков или получения SMS; в WAP выходит не более 1–2% абонентов, что пока не сравнимо с аудиторией печатных СМИ или телевидения. Наиболее оптимальным вариантом информационных каналов было бы мобильное ТВ, однако для его реализации требуется внедрение скоростного протокола HSDPA.
Кстати, по некоторым экспертным оценкам, доля пользователей мобильных телефонов, просматривающих телепередачи с использованием своих устройств, к 2009 году составит во всем мире 30%. Мало того, уже подсчитано, что сегодняшний 10-летний ребенок за всю жизнь потратит на мобильные сервисы в среднем 30 тыс. долл.