Девятая международная выставка и конференция CSTB, посвященная рынку платного телевидения и широкополосных коммуникаций в России, прошедшая в московском Крокус-Экспо, так же, как 3G Конгерсс, завершившийся в Барселоне, заставили операторов сотовой связи задуматься о будущем рынка мобильного ТВ.
Один из наиболее перспективных вариантов – использовать терминалы, которые поддерживают телевизионный сигнал с поддержкой DVB-H-вещания (Digital Video Broadcasting Handheld). Эта технология позволяет передавать видеосигнал на телефоны не по мобильной сети, загружая канал передачи данных, а с помощью уже существующих телевизионных операторов и их сети ретрансляционных вышек. Новую сеть вещания можно не строить, а использовать уже существующую. Правда, необходимо будет установить дополнительное оборудование и получить дополнительные частоты для вещания.
Такая технология обеспечивает постоянную скорость до 8 Мбит/с на одного пользователя, а доставка контента по беспроводной сети происходит в режиме вещания с использованием IP-передачи (IPDC). Таким образом, в сотовом телефоне пользователя совмещается не только смартфон, но и небольшой DVB-H-приемник, исполненный по единому стандарту для любой европейской страны. Это позволяет пользователю настраиваться на любые местные телеканалы, даже находясь в роуминге.
Кроме сотовых телефонов в качестве терминалов для просмотра телевидения могут выступать еще и карманные компьютеры благодаря наличию порта для карты памяти типа SD, к ним можно будет подключить специальный приемник ТВ-сигнала, управление которым будет осуществляться с помощью поставляемого комплекта ПО.
Еще один перспективный путь был предложен европейскими операторами связи – использование службы группового мультимедийного вещания – MBMS (Multimedia Broadcast Multicast Service), при которой данные пойдут непосредственно по каналам HSDPA. В этом варианте системные требования к терминалу значительно ниже, чем в DVB-H, нужен только медиаплеер для просмотра трансляций.
В любом случае контент должен быть адаптированным именно для мобильного устройства (крупные планы, небольшое количество деталей, средняя скорость движений персонажей во избежание лестничного эффекта, короткие по времени сюжеты), а также иметь элемент обратной связи.
Проекты мобильного ТВ, присутствующие сейчас на мировом рынке, не вполне удовлетворяют запросы потребителей. Согласно исследованиям Ассоциации GSM, на большинстве европейских развитых рынков около 65% абонентов не хотят использовать подобный сервис совсем, еще 15% готовы смотреть, но полностью бесплатно, остальные 20% готовы платить не больше 10 долл. в месяц. Только при внедрении новых решений может сбыться прогноз аналитической компании Juniper Research: стремительный рост рынка мобильного телевидения эксперты компании ожидают уже в 2008 году, а к 2011 году доходы от мобильного телевидения достигнут 11,7 млрд. долл.