Еще 15 лет назад такой мобильный телефон казался вершиной миниатюризации.
Фото PetraSoft
Если прошлый, 2006 г, был юбилейным в истории мобильной связи (110 лет назад, в 1896 г., А.С.Попов провел эксперимент по передаче первой радиограммы на расстояние в 250 метров, а 60 лет назад в городе Сант-Луис (США) заработала первая сеть радиотелефонов), то в этом году 15 лет исполняется началу «мобилизации» Москвы. Именно в 1992-м заработал первый cотовый оператор на столичном рынке – компания «Московская сотовая связь» (сейчас – «Скай Линк Москва»).
Началом истинно мобильной связи можно считать начало 80-х. Именно тогда Швеция, Финляндия, Исландия, Дания и Норвегия договорились о том, что единым стандартом для развития подобных систем станет NMT-450 (Nordic Mobile Telephone), который предназначался для работы в диапазоне 450 МГц. Однако впервые его стали использовать в 1981 г. в Саудовской Аравии (контракт на монтаж сети выиграла скандинавская Ericsson) и лишь месяцем позже – в Европе.
В остальных странах сети строили по-разному – использовали такие экзотические протоколы, как AMPS (Advanced Mobile Phone Service), TACS (Total Access Communications System), Radiocom-2000 и т.д. Естественно, многочисленной армии пользователей они не собрали. Причем все подобные стандарты связи были аналоговыми (сети 1G) – они осуществляли передачу информации с помощью частотной или фазовой модуляции, наподобие того, как работают обычные радиоретрансляторы. Впереди всех в 1992 г. оказалась Германия, развернув первую систему сотовой связи GSM. Это был именно тот самый стандарт, который нам известен в настоящее время (сети 2G). В 1993 г. в США стал применяться CDMA в диапазоне частот 800 МГц, который впоследствии использовала и «Московская сотовая связь».
Первая в нашей стране действительно сотовая сеть (радиотелефонная «Алтай» для правительственных чиновников не в счет – там действовали другие принципы организации сети) появилась в 1991 г. в Санкт-Петербурге. Ее построила «Дельта Телеком» (сейчас тоже входит в проект «Скай Линк»). В то время пользоваться услугами сотовой связи могли себе позволить только состоятельные люди – телефон стоил 2 тыс. долл. (это была Mobira – MD 59 NB2 производства Nokia, она весила 3 кг!), а минута эфирного времени обходилась в «одну у.е.».
За 15 лет в нашей стране успели поработать компании, использовавшие все стандарты сотовой связи, различные модели бизнеса. Компании «первой волны», к примеру «Дельта Телеком», «Московская сотовая связь», «Сонет», «Корбина», были нишевыми и ориентировались только на бизнес-абонентов. Они предлагали большое количество безлимитных тарифов за вполне солидные деньги, средний размер модельной линейки терминалов, значительную стоимость телефонов. Основное, что они продавали, – голосовой трафик; об SMS, MMS или дополнительных информационно-развлекательных сервисах задумывались мало, а для скоростной передачи данных не было ни протоколов, ни оборудования.
Правда, сначала операторы никак не могли окончательно определиться со стандартами связи, в которых они будут работать. К примеру, «ВымпелКом», созданный в сентябре 1992 г. Дмитрием Зиминым, инженером-оборонщиком и доктором технических наук, сначала предоставлял услуги в стандарте AMPS, основанном на аналоговой передаче сигнала. Но уже через год после старта (январь 1993 г.) компания инвестировала средства в модернизацию оборудования под более совершенный ≈ цифровой ≈ стандарт DAMPS. Эта сеть была впоследствии продана оператору «Корбина», а сам «ВымпелКом» еще через пару лет полностью перешел в GSM – именно этот стандарт представлялся самым перспективным. Однако на этом поле оказалось сразу несколько игроков, и конкуренция мгновенно ожесточилась.
Одну из первых GSM-сетей запустили в конце июня 1995 г. в компании «Нижегородская сотовая связь». Тогда в ней было всего 20 сотрудников, коммутатор и шесть базовых станций. В столице с 1994 г. развивалась компания МТС, предложившая абонентам стандарт GSM-900, совместимый с европейским и позволявший общаться в России и за рубежом по одному и тому же телефонному номеру. В Санкт-Петербурге, тоже с 1994 г., работала компания «Северо-Западный GSM», которая до начала 2000-х она была практически монополистом по предоставлению услуг сотовой связи в Северной столице. Кстати, именно «Северо-Западный GSM» стал впоследствии основой и самым мощным филиалом холдинга «МегаФон».
Чтобы спасти бизнес в условиях августовского кризиса 1998 г., все без исключения сотовые операторы начали реализацию проектов для массового рынка. Первопроходцем стал «ВымпелКом». К осени 1999 г. оператор предложил пакет услуг «Би+», рассчитанный на абонентов с невысокими доходами. Именно с появлением «телефонов в коробках» начинается бурный рост абонентов мобильной связи в нашей стране.
Такой терминал можно было купить за 49 долл., включая налоги, при этом в качестве бонуса каждый клиент получал карту предоплаты на 10 долл.
К началу 2000 г. МТС и «ВымпелКом» внедрили в своих сетях WAP-сервис, с помощью которого пользователи через сотовый телефон могли загружать текстовые данные со специальных WAP-сайтов, размещенных в интернете. Информация была аналогична WEB-сайтам, но адаптирована для небольших экранов сотовых телефонов.
Начиная с 2003 г. GSM-операторы начали развиваться по всей территории страны, приобретая региональные компании и активно привлекая массового абонента. МТС и «ВымпелКом», выйдя на Нью-Йоркскую биржу в начале 2000-х, имели возможность активно привлекать заемные средства для широкой региональной экспансии, чем и воспользовались. Параллельно в августе 2001 г. стартовал проект мобильной связи «МегаФон», созданный на базе нескольких крупных региональных операторов сотовой связи, – компания быстро набрала вес и стала третьим оператором в «Большой тройке».
В связи с активным региональным развитием особый накал приняла борьба за корпоративных абонентов. Именно этот сегмент пользователей стал рассматриваться как приоритетный – у каждого оператора были сформированы специальные отделы, которые привлекали крупных пользователей скидками, дополнительными преференциями по оплате, индивидуальным набором услуг и, что самое главное, сервисами передачи данных по технологии GPRS. Кстати, на этом поле с GSM-конкурентами активно стал соперничать оператор «СкайЛинк», основанный в июле 2003 г. для консолидации региональных операторов NMT-450 и реализации проекта по созданию единой федеральной сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (технология CDMA2000 1X). С помощью скоростной технологии передачи данных EV-DO (в среднем в 9–10 раз быстрее, чем GPRS) «СкайЛинк» постепенно «оттягивает» на себя часть корпоративных клиентов, у которых есть реальная потребность в организации и использовании «мобильного офиса без проводов».
Сегодня мобильной связью охвачено огромное количество абонентов. По мнению аналитиков, уже более 100% населения России пользуются мобильными телефонами; в реальности их около 70%, но и это – один из самых высоких показателей в Европе. Будущее операторов связи – в строительстве сетей третьего следующего поколения (3G) – именно они призваны обеспечить более высокую скорость передачи данных, открывая возможность предоставления пользователям дополнительных контент-услуг, таких как видеозвонки, передача «тяжелого» контента – фильмов, результатов видеонаблюдения, качественного звука в формате mp3 и т.д. А передача голоса, как доминирующая услуга, постепенно начинает терять свой вес – зарабатывать в этом сегменте операторам все сложнее.