Российский рынок сотовой связи преодолел своеобразный психологический барьер – на начало октября он составил 101%. Фактически, если верить данным аналитиков Advanced Communications & Media, количество эмитированных операторами SIM-карт стало на 1% больше, чем списочное население Российской Федерации, по данным Госкомстата. Ситуация парадоксальная и совершенно невероятная.
Конечно, реальных абонентов сотовой связи в стране гораздо меньше – по самым оптимистическим оценкам, на треть. Об этом говорят и аналитики торговых сетей по продаже мобильных телефонов: столько трубок, сколько SIM-карт, они продать еще не успели. Таким образом, пространство между реальными и мифическими данными заполняют две категории пользователей – «мертвые души», учитывая которых раздувают свою абонентскую базу операторы сотовой связи (ведь акционерам надо демонстрировать красивую статистику), а также «двойные подключенцы» (так называют пользователей с несколькими одновременно действующими SIM-картами). Причем зачастую операторы сами стимулируют такие переключения – яркие маркетинговые инициативы по подключению новых абонентов (особенно проявляются у МТС) идут вразрез с тактикой удержания старых абонентов, как это реализуют операторы с помощью бонусных программ (к примеру, «МегаФон»). Да и у современного жителя мегаполиса часто бывает два или даже три телефона – для личных звонков, для рабочих и один телефон или SIM-карта с неизвестным номером для конфиденциальной связи – при необходимости.
Таким образом, пусть количество пользователей сотовой связи и достигло, по данным Advanced Communications & Media, 148 млн. пользователей, цифры эти, как было сказано выше, не отражают совершенно никакой реальности, кроме маркетинговых ожиданий операторов сотовой связи. Аналитики это подтверждают, по их данным, на начало октября в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 152 и 135 SIM-карт соответственно. Кстати, эти же цифры, только в виде процентов, отражают уровень проникновения в Московской лицензионной зоне и Санкт-Петербурге, но в этих мегаполисах с ними вполне можно согласиться – без мобильного телефона даже детей в первый класс не отправляют, воистину связь стала вечным бизнесом.
На начало октября первое место занимает компания МТС с показателем 34,1%, отставание «ВымпелКома» составляет 32,4%, что крайне незначительно. Надо отметить, что эти операторы постоянно оспаривают лидерство на российском рынке и вырываются в лидеры поочередно – у них это что-то вроде спортивного соревнования. Почетное третье место занимает «МегаФон» – показатель в 19,1% не дает ему надежду вырваться вперед, но компании это и не нужно – благодаря жесткой, временами жестокой, политике учета абонентов она собирает у себя только активных абонентов, получая положительные финансовые потоки.
Интересно в этой связи посмотреть на рынки стран СНГ. Основное поле для сражения, конечно, пока остается на Украине. Из четырех компаний, присутствующих на рынке, МТС и «ВымпелКом» контролируют по одной – УМС и УРС соответственно. Конечно, МТС в 16 раз опережает своего конкурента, удерживая 40,5% рынка против 2,3% у «ВымпелКома». Но, что интересно, чистый прирост не тождественен долям рынка – УРС дает 9,9% в новых абонентах и отставание от УМС (27,4%) не так заметно. Еще один интересный рынок, где сталкиваются два крупных российских оператора, это Узбекистан. И здесь МТС, контролирующая оператора «Уздунробит», обходит «ВымпелКом» (контролирует операторов Unitel, Buztel) – 1 млн. абонентов против 546 тыс. – почти в два раза.
Из остальных зарубежный активов самым большим достижением является дочерняя компания МТС в Белоруссии – 2,8 млн. абонентов, а у «ВымпелКома» – в Казахстане (оператор КаР-Тел) – 3,2 млн. пользователей. Но на этих рынках лидеры среди российских операторов связи пока не сталкиваются. Пересекаются «ВымпелКом» и «МегаФон» еще на одном рынке – в Таджикистане. Причем здесь лидерство «номера три в федеральном списке» очевидно – аж в десять раз! У «МегаФона» 117 тыс. абонентов против 14 тыс. у оператора «Таком», который был куплен «ВымпелКомом».