0
1857
Газета НГ-Телеком Интернет-версия

03.10.2006 00:00:00

Торговые сети для СНГ

Тэги: торговые сети, снг, балтия


Вслед за сотовыми операторами российские торговые сети по продаже цифровой техники и особенно сотовых телефонов стали бдительно присматриваться к странам СНГ.

Правда, пока только «Евросеть» и «Диксис» развиваются в странах СНГ. Остальным сетям хватает работы в России – надо быстро, пока не кончился бум на приобретение абонентских терминалов, «закрывать» регионы своими филиальными сетями. Процесс региональной экспансии еще не закончился. Однако, до конца 2006 года еще 2–3 игрока попытаются прощупать рынок «за госграницей», причем делать это будут скорее всего путем строительства магазинов с нуля – так получается дешевле. Правда, компании, уже развернувшие зарубежные филиалы, пока не ждут от них особенных результатов. К примеру, рынок Казахстана, где у «Диксис» – 32 магазина, или рынок Белоруссии, где в прошлом году начала работать «Евросеть», развиваются вполне спокойно: главная задача – приучить потребителей к своему бренду.

Как и в случае с сотовыми операторами, наиболее привлекательный рынок – Украина: она интересна по количеству потенциальных абонентов, а также по уровню проникновения сотовой связи, проценты которого постоянно растут. Из операторов сотовой связи здесь уже действует российские МТС и «Вымпелком», что предполагает достаточно быстрое заключение дилерских соглашений для ритейлеров из России. По мнению аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в дополнение к уже действующей здесь «Евросети» наиболее перспективный игрок для выхода на Украину – «Связной». Однако в самой компании нам не подтвердили такую оценку – по словам Елены Ноготковой, руководителя отдела по связям с общественностью, торговая сеть только что вышла на Дальний Восток, и руководство предпочитает пока сосредоточить свои усилия на рынке России, где еще есть неиспользованные возможности и хорошие перспективы. А вот активность «Дивизиона» и «Цифрограда», по словам г-на Муртазина, просчитать сложно. Дело в том, что у двух последних пока хватает проблем внутри России: прошлогодний августовский кризис больше всего отразился на компаниях, работающих по франчайзинговым схемам, хотя все игроки испытывают определенные затруднения в операционной деятельности.

А вот страны Балтии интересны только как имиджевые проекты торговых сетей, проходящие под лозунгом «а мы тоже работаем в Европе». Здесь – немногочисленное по сравнению с другими странами СНГ население и вполне развитый рынок цифровой техники с уже давно поделенными долями. С другой стороны, в Балтии имеется значимая русскоязычная диаспора. Сложности могут возникнуть на рынке подключений – операторы, среди которых нет ни одного российского, пока не горят желанием работать с новыми дилерами. Закрепиться на рынке пока удалось только «Евросети» – осенью у компании стартует сразу 50 салонов в Латвии, чуть позже экспансия распространится на Литву и Эстонию (в сумме еще 100 магазинов). «Евросеть» будет работать в странах Балтии под брендом «Ультра». Сумма инвестиций составит до 10 млн. евро, окупаемость – год-полтора.

Еще со времен начала региональной экспансии для придания бизнесу нового импульса развития столичные торговые сети вывозили персонал из крупных городов, бросая их «в бой» за новые рынки в России. Аналогичная ситуация происходит и сейчас, с началом освоения рынков стран СНГ, – для стабилизации корпоративных стандартов обслуживания обычно в каждой стране создается центральный, флагманский салон. Его штат целиком состоит из россиян – от руководства магазина и региональных менеджеров до продавцов-консультантов. На его базе строят тренинговый центр, через который «прогоняют» персонал по программам кратковременного обучения. Причем предпочитают сотрудников, не работавших до этого момента в этом сегменте рынка, – переучивать порой сложнее, чем обучить заново.

Стоимость «входного билета» на рынки бывших республик СССР чуть ниже, чем в России, – меньше арендная плата, средняя зарплата (это не касается профессионалов из России: у них, наоборот, в полтора-два раза выше, чем в России), транспортные расходы. С другой стороны, стоимость товара аналогична, и первоначальные затраты на обустройство инфраструктуры и персонала никто не отменял. В среднем открыть один салон популярного формата в 30 кв. м стоит примерно 40 тыс. долларов с учетом товара и внешнего оформления. Минимальное количество салонов на страну – 30–40 за первые полгода работы компании. Получается порядка 1,6 млн. долларов только прямых расходов при окупаемости в 1–1,5 года.

Существуют и дополнительные риски – более «дикий» рынок с меньшим правовым регулированием, больше рисков от конкурентов и местных властей (слишком большое социальное обременение при начале бизнеса), новые таможенные правила игры, сильно отличающиеся от российских. Но компаниям, уже однажды прошедшим такую школу выживания в России, все это не страшно – ведь будущее есть только у глобальных сетей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
656
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1586
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1213

Другие новости