По данным социологов, примерно треть абонентов вообще не знают о том, что в метро есть возможность воспользоваться
мобильной связью.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Через шесть лет после того, как сотовая связь впервые появилась в метро, крупный проект завершен в Северной столице – на всех станциях метрополитена Санкт-Петербурга теперь присутствует связь от операторов «большой тройки». Также полностью обеспечено связью метро в Казани, которое, правда, в 10 раз меньше питерского. В Москве сотовая связь в метро существует на 80% станциях (присутствует минимум один оператор), есть она и на большинстве станций в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге.
Операторы приходят в метро уже не из-за имиджа. Учитывая тот факт, что большинство жителей проводит в подземке до полутора часов в день, обеспечивать их связью в метро операторам мобильной связи выгодно – как голосовой, так и GPRS-трафик, а также количество SMS со станций и из тоннелей постоянно увеличивается.
Как ни странно, одна из главных проблем подземной сотовой связи – оповестить абонентов о том, что звонить можно и в «подземелье». По данным социологов, примерно треть абонентов (32,3%) вообще не знают о том, что в метро есть возможность воспользоваться мобильной связью. Самая просвещенная часть абонентов – молодежь, примерно 24,9% абонентов звонят прямо из метрополитена, 21,1% принимают только входящие звонки, 21,7% посылают SMS-сообщения.
К счастью, пока в метро не бывает перегрузок сотовых сетей, на любой станции можно свободно позвонить или отправить SMS. Пропускная способность беспроводной связи на «обычных» станциях составляет от 2 до 4 тыс. абонентов в час, на кольцевых или пересадочных в два-три раза больше. Кроме GPRS, операторы активно внедряют в метро EDGE – этот скоростной протокол данных уже есть в столичной подземке у «Вымпелкома» и «Мегафона». Причем результаты замеров продемонстрировали достижение максимально возможных для данной технологии скоростей – до 200 кбит/с, средняя скорость составила 150 кбит/с. Дело в том, что показатели скорости передачи данных в метро превышают аналогичные показатели на поверхности в 2–3 раза. Это обусловлено низким уровнем зашумленности сигнала в метро и отсутствием стороннего антенного и экранирующего оборудования под землей.
Практика строительства сотовых метросетей в каждом случае уникальна, и проекты разрабатываются индивидуально. К примеру, покрытие сотовой связи в тоннелях имеет смысл, только если география их прокладки крайне проста – длинные прямые участки, минимум поворотов и перепадов высот. Подобная картина – в московском метрополитене. Специалисты МТС пытались охватить тоннели с помощью специально излучающего кабеля, а в «Билайн» применили аналоги излучающего кабеля с усилителями сигнала, выносные антенны. А вот в метро Санкт-Петербурга от такого подхода решили отказаться – слишком сильный перепад высот, слишком много крутых поворотов, где связь просто терялась.
Увеличивает время внедрения сотовых сетей в метрополитине главным образом тот факт, что все проекты должны быть согласованы с различными инстанциями.
Метро – довольно неудобное пространство с точки зрения распространения радиоволн, что требует не только математических расчетов, но и натурных испытаний. С помощью специальных измерительных комплексов проверяют не только покрытие на каждой станции, но и тестируют качество переключения между новой беспроводной сетью и соседями, качество голосовой связи. Постоянный контроль технического состояния оборудования во время эксплуатации сети в метро осуществляется с помощью удаленной системы мониторинга, установленной в Центре контроля сети оператора мобильной связи.