Совсем скоро похожую картинку мобильного изобилия можно будет наблюдать не только в Москве, но и в странах СНГ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В ближайшее время процесс экспансии крупнейших сотовых операторов России в регионы страны замедлится – охвачены почти все лицензионные зоны. Но это совсем не значит, что у региональных компаний (НСС, «Уралсвязьинформ», СМАРТС и т.д.) есть существенный шанс сохранить свою самостоятельность, просто сейчас операторы большой тройки – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон» – в большей степени ориентированы на страны СНГ.
Наиболее развитые в телекоммуникационном плане рынки находятся совсем близко от России – Украина, Белоруссия и Казахстан. Именно здесь на небольшой, сравнительно с российскими просторами, территории живет большое количество потребителей, установлены внятные правила игры и есть возможность инвестировать именно отечественным компаниям. По мнению аналитиков, к концу 2006 года количество абонентов в странах СНГ может возрасти до 55 млн. человек – значимая доля достанется и дочерним компаниям российских операторов сотовой связи из-за широкой распространенности русского языка, похожего социально-демографического состава населения и сходной инфраструктуры фиксированной связи.
Больше всех денег в СНГ пока потратил «ВымпелКом» – порядка 850 млн. долларов. Самые последние покупки компании – приобретение двух операторов в Узбекистане – Buztel (в январе 2006 года 100% продано «ВымпелКому» за 60 млн. долларов) и Unitel (100% приобретены в феврале 2006 года за 200 млн. долларов). Также был приобретен оператор УРС на Украине (осень 2005 года) за 231,3 млн. долларов, несмотря на незначительную долю рынка, которую он тогда занимал.
Общий вклад МТС несколько скромнее – порядка 670 млн. долларов (с учетом Bitel). Дело в том, что, поскольку покупки были сделаны в момент развития рынка, они обошлись дешевле. Самое последнее приобретение компания сделала в Киргизстане. МТС пыталась приобрести Bitel, за 51% акций которого было заплачено порядка 150 млн. долларов. Но из-за весьма запутанного конфликта с конкурентами («Альфа-Телеком») и неопределенностью решений местной государственной власти установить контроль над активом не удалось, а получил ли назад оператор свои средства, точно неизвестно.
А вот «МегаФон» к рынкам стран СНГ пока равнодушен – свой давний актив, компанию «ТТ-Мобайл» в Таджикистане, приобретенную еще в бытность «Северо-Западного GSM», он особенно не развивает. Хотя в качестве эксперимента недавно там была запущена сеть третьего поколения (3G) на базе стандарта UMTS. Строительство первого фрагмента сети из 12 базовых станций обошлось «ТТ-Мобайл» в 1,6 млн. долларов.
В странах СНГ операторы предпочитают покупать уже готовые компании, чтобы не тратить время на период «start up» и получения лицензий. В большинстве республик, к слову, нет и свободных частот для сторонних игроков – все уже разобрали местные операторы. Как отмечает аналитик компании J’son & Partners Ирина Астафьева, покупка более предпочтительна по скорости развития, хотя строительство «с нуля», конечно же, менее затратно. К дополнительным преимуществам покупки можно отнести также возможность действовать «с места в карьер» (у местного оператора уже налажены связи с дилерами и есть более-менее узнаваемый брэнд).
Вторая половина 2006 года и весь 2007 год пройдут под знаком интеграции – все купленные активы надо окончательно объединить в общую структуру материнской компании. Учитывая тот факт, что для этого как МТС, так и «ВымпелКом» отправляют «на хозяйство» своих лучших региональных управленцев, это может снизить темпы развития внутри РФ. Также конкуренция в России переключится с завоевания абонентов на конечный результат по выручке – для этого нужны менеджеры, отлично разбирающиеся в потребительских предпочтениях различных целевых аудиторий, их будут привлекать из сектора потребительских товаров, время «чистых связистов» миновало.
С другой стороны, приятные новости ожидают российских абонентов – для них скорее всего существенно снизятся цены на роуминг при нахождении на популярных курортах бывшего СССР и при поездке в страны СНГ. Для акционеров компаний, акции которых обращаются на мировых биржах («ВымпелКом» и МТС), результат «развития за госграницу» может выразиться в повышении капитализации сотовых операторов.