С помощью интерактивной системы мобильной связи LiveScreen миллионы людей могут быть предупреждены мгновенно о любом ЧП.
Фото Наталии Преображенской (НГ-фото)
Еще с момента террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. люди и в России поняли, что оповещение о критических событиях должно быть оперативным, емким, точным по времени и местоположению людей. Тогда операторы экспериментировали с sms – по идее сервис гарантированной доставки поддерживается всеми мобильными телефонами, можно присылать сообщения и на русском.
Однако с этим сервисом возникло много проблем. Во-первых, пропускная способность sms-центра редко превышает 1000 тыс. сообщений в секунду. Учитывая тот факт, что у большинства даже федеральных операторов сотовой связи таких sms-центров меньше, чем пальцев на руке, оповещение абонентской базы в 10 млн. человек может занять не менее 2,5 часа – очень много. Во-вторых, сложно выстроить управление таким сервисом – кто-то ведь должен отдавать приказ на рассылку таких сообщений, кто-то – его выполнять. Получается, что государственным органам власти надо давать прямой доступ к sms-центрам операторов по всей стране. В-третьих, в каждое текстовое сообщение надо втискивать всего 70 символов кириллицей – этого совершенно недостаточно для описания ситуации и рекомендаций по ее преодолению.
Таким образом, учитывая эти особенности, все проекты по оповещению населения о чрезвычайных событиях не уходили дальше местного уровня – да и то каждый раз рассылка осуществлялась по согласованию с каким-либо одним местным оператором, что не прибавляло информированности местным жителям, ведь в любом регионе есть несколько провайдеров сотовых услуг.
Кстати, эксперименты по оповещению с помощью ussd вообще не проводились – пропускная способность этой платформы еще меньше, чем в sms-центре, да и пользователь должен инициировать запрос для получения текста таким образом. Однако была еще одна возможность для организации такого вещания – использование системного канала, на котором вещают базовые станции, оповещая владельца о роуминге, а также о нахождении в той или иной тарифной зоне. Но для этого надо убедить пользователя включить соответствующий канал – дорогое и затратное мероприятие.
Казалось бы – технологический тупик. Однако теперь в России, вполне возможно, появилась альтернатива – речь идет о интерактивной системе мобильной связи LiveScreen (передача данных сразу на экран работающего сотового телефона). Смысл такой системы прост – через специальный шлюз представители власти могут посылать сообщения из любой точки страны, используя каналы безопасной связи, сразу всем абонентам всех операторов связи. Вполне адекватная система кодирования исключает возможность несанкционированного допуска к системе. Таким образом миллионы людей могут быть предупреждены мгновенно, причем в каждый район может быть послано свое сообщение, учитывающее местную специфику проблем.
В этом смысле показателен пример сотовой сети Hutchison в Индии, когда в 2003 г. в Бомбее террористы атаковали здание парламента и разгорелись уличные бои. Город был охвачен паникой, а телефонные сети фиксированной связи и интернет вышли из строя из-за перегрузок. Тогда единственной информационной системой, продолжавшей безукоризненно работать, оказалась система передачи сообщений Celltick – жизненно важные сообщения беспрерывно поступали на сотовые телефоны пользователей.
Второй пример – сеть MTN Networks, которая продолжала функционировать во время недавнего стихийного бедствия в Юго-Восточной Азии, в то время как деятельность других систем связи была нарушена. С помощью сервиса MassAlert пользователи сети получали в режиме реального времени непосредственно на экраны своих телефонов информацию о районах опасности, номерах горячей линии медицинской помощи и пунктах распределения помощи.
Дополнительные комментарии мы получили в беседе с Гаем Вейссомом, вице-президентом по продажам компании Celltick Technologies.
– Господин Вейссом, скажите, пожалуйста, на чем базируется технология массового оповещения абонентов о чрезвычайных ситуациях?
– Celltick MassAlert базируется на технологии сотового вещания (Cell Broadcast). В отличие от SMS, которая работает по принципу «точка–точка», технология Cell Broadcast действует по принципу «точка–зона». Например, чтобы оповестить миллион человек через SMS потребуется около 16 минут (идеальные цифры), а через СВ – в 4–5 раз меньше. Аналогов подобной системы в России нет.
– Как обычно происходит внедрение подобных систем в других странах?
– Конечно, идея внедрения этого сервиса должна исходить от правительственных структур. (Как это происходит, к примеру, в Голландии, где три оператора были обязаны внедрить эти системы по решению регулирующих органов.) Но также нужно заручиться и поддержкой операторов, т.к. этот вопрос законодательно пока не прописан. Госструктуры будут контролировать менеджера системы MassAlert и ее сервер. Каждому мобильному оператору потребуется так называемый «шлюз тревоги» (Alert Gateway). Для установки подобного сервера в каждой мобильной сети, работающей с несколькими поставщиками контроллеров базовых станций (Nokia, Ericsson, Alcatel, Siemens, Motorola и др.), потребуется несколько недель. Однако подобные работы можно вести параллельно – за счет этого скорость внедрения можно значительно увеличить.
– Каков уровень детализации системы?
– Оповещения могут разделяться по региону или даже на уровне «сот» – то есть можно ограничить прием сообщения даже границами определенной соты в базовой станции или их групп (чтобы сообщить что-то только пользователям отдельного региона). Также можно отправлять сообщения специально выделенным группам (к примеру, сотрудникам правоохранительных органов). Для трансляции используются каналы сотового вещания (Cell Broadcast) от 1 до 999. Интеграции с LBS нет, есть интеграция с ГИС-системами, принадлежащими государству.
– На какие сотовые телефоны возможна трансляция таких оповещений?
– Большинство сотовых телефонов (в основном выпущенных после 2001 г.) поддерживают обычное сотовое вещание (Cell Broadcast) «по умолчанию», что дает возможность передавать на них текстовые сообщения без всяких проблем – установка дополнительного ПО не требуется. Для передачи картинки на SIM-карте должна быть установлена специальная программа-клиент, ну, и телефон должен поддерживать такую возможность. Однако, как показывает практика, текстового оповещения вполне достаточно – графика (скажем, для трансляции карты местности) вторична.