Подведя итоги первого квартала 2005 года, Mobile Research Group провела очередное исследование рынка терминалов (смартфонов и сотовых трубок) на отечественном рынке. Как оказалось, официальные продажи терминалов на российском рынке составили 8,0 млн. штук, в то время как в четвертом квартале 2004 г. объем поставок был равен 7,61 млн. терминалов: рост продаж – всего 5%. Объем оптовых продаж в денежном выражении составил 853 млн. Евро.
Компания Samsung (22,5% доли) остается лидером рынка, угроза со стороны Nokia (18,7%) в данный момент отсутствует. Компания не изменила свою стратегию развития, она по-прежнему сосредоточена на продвижении моделей в среднем и высоком ценовых сегментах.
Компания Motorola зафиксировала продажи на том же уровне, что и в четвертом квартале прошлого года – 19,5%. Высокие продажи Motorola V3 RAZR не могут компенсировать отсутствие массовых моделей среднего сегмента, небольшое общее число моделей (на фоне производителей первой тройки). Компания по-прежнему сосредоточена на продвижении бюджетных продуктов, но ее позиции укрепились и в среднем ценовом сегменте – модель Motorola E398.
Nokia, пересмотрев свою стратегию в конце года, начала активное сотрудничество буквально со всеми игроками на российском рынке, в том числе и региональными. Ради достижения рекордных показателей января компания поставила максимальное число терминалов в этом месяце, причем большая их часть пришлась на бюджетные решения. Высокий рост рынка замещения (покупают более дорогие модели) и отсутствие спроса на такие аппараты вынудили дистрибьюторов снижать цены до минимальных и даже торговать данными телефонами в убыток.
Компания Siemens номинально улучшила свои показатели в первом квартале, ее рыночная доля выросла до 16,9%. Компания добилась от ряда дистрибьюторов решения выбрать кредитную линию и забрать максимальное число терминалов. В результате цены на телефоны Siemens на локальном рынке ниже оптовых цен производителя, объем складских запасов максимален. Эльдар Муртазин, аналитик MRG, счмиаеи, что «ситуация осложнялась тем, что цены для российского рынка оставались высокими, они превышали аналогичные цены в Европе – серый рынок для компании был максимален, он также создавал замедление розничных продаж».
Компания Sony Ericsson (9,2%) активизировала свои продажи в первом квартале, что было обусловлено высокими розничными продажами, положительным имиджем аппаратов в глазах потребителей. Маржа для продуктов Sony Ericsson была одной из максимальных, что делало их привлекательными для дистрибьюторов. На фоне отсутствия дефицита по всем позициям компания увеличила свою рыночную долю. Рыночные перспективы компании положительны, по итогам года она сможет претендовать на 4-е место на российском рынке терминалов.
Компания LG (4,6%) расширяет модельный ряд, предлагает интересные решения по привлекательным ценам. В первом квартале этот производитель смог решить проблемы с браком (он уменьшился), хотя он и остается на более высоком уровне, чем у других производителей.
Pantech (3,2%) агрессивно наращивает свое присутствие на рынке, но не решает вопросы сервиса, поддержки розничных продаж. Идет насыщение оптовых каналов, которое должно привести к падению спроса на телефоны. Перспектива марки, по мнению MRG, нейтральна, компания сможет удержаться на текущей позиции, но не увеличить свою рыночную долю.