В этом году много внимания на «Связь-Экспокомм-2005» уделялось беспроводным устройствам.
Фото предоставлено пресс-службой компании Intel
Событие минувшего месяца – прошедшая в Москве очередная выставка «Связь-Экспокомм-2005». Первое, что бросилось в глаза, – отсутствие на выставке двоих из большой тройки сотовых операторов России – «ВымпелКома» и «МегаФона». Однако масштабы выставки в этом году не особенно изменились – 869 компаний на 25 тыс. кв. м выставочных площадей.
В этом году много внимания уделялось беспроводным устройствам. К примеру, компания Intel открыла для всех желающих точку доступа Wi-Fi. То же самое, но уже в другом павильоне, сделала и компания «Комстар Объединенные Телесистемы».
В отсутствие других операторов связи главные новости генерировали МТС и «Скай Линк». У МТС основной проект – сервис BlackBerry, представляющий собой продвинутую систему защищенной электронной почты для корпоративных клиентов. Принцип действия системы достаточно прост. С помощью специальных терминалов BlackBerry абонент получает постоянный доступ к своей корпоративной системе – почте и базам данных. Причем электронная почта доставляется на терминал в режиме реального времени, а доступ к этим данным организуется по специальному защищенному каналу. Как отметил директор по стратегии ОАО МТС Александр Горбунов, этот сервис является одним из самых распространенных в мире: его используют более 70 сотовых операторов в 30 странах, общее количество пользователей превышает 2,5 млн. человек. Он также выразил надежду, что решение от МТС будет достойной альтернативой почтовым клиентам в смартфонах и «связке» ноутбука с сотовым телефоном – именно к таким ухищрениям сегодня приходиться прибегать пользователям, чтобы получить информацию из компьютерной сети своего предприятия.
Еще одно заметное событие на «Связь-Экспокомм-2005». Президент ОАО МТС Василий Сидоров и Вакита Нобору, старший генеральный менеджер отделения мобильных решений NEC, подписали финальный контракт о поставке платформы i-mode в сеть МТС. Платформа i-mode – наиболее популярная на рынке контентных услуг. Японский оператор DoCoMo первым в мире отчетливо продемонстрировал, что только простота доступа к услугам на базе мобильного интернета может обеспечивать успех в этом направлении для сотового оператора. С помощью предварительно настроенного мобильного терминала (уже доступно 5 моделей от LG, Samsung и NEC), поддерживающего i-mode, пользователь МТС с осени 2005 года сможет получить мгновенный доступ к самым разнообразным сервисам – игры, прогноз погоды, разнообразные справочники, заказ билетов или доступ в электронные магазины. Причем все в цвете, а навигация полностью аналогична работе с интернет-броузером с обычного ПК.
Не остался в долгу и «Скай Линк». Этот оператор, активно осваивающий российские регионы, представил в Москве свой новый сервис SkyPoint. По задумке маркетологов компании, бизнес-абоненту будет удобно, если его мобильный номер в сети «Скай Линк» станет единым контактом для всех видов связи. При подключении к сети пользователь автоматически получает почтовый ящик с адресом «номер_телефона_абонента@Skypoint.ru». «Информационный обмен с внешним миром благодаря этому сервису может быть сконцентрирован в одной точке и доступен абоненту сети «Скай Линк» через web-интерфейс», – считает руководитель службы интернет-проектов «Скай Линк – Москва» Антон Гайдук.
Важная тема беспроводного Wi-Fi-роуминга была основной темой пресс-брифинга компании «Комстар Объединенные Телесистемы». Как отметил директор по эфирным технологиям «Комстар Объединенные Телесистемы» Владимир Морозюк, на первый план выходит возможность организации Wi-Fi роуминга. Именно этот сервис, организованный на базе компании МТТ, поможет операторам расширить границы доступа для своих пользователей – с единым логином и паролем можно будет подключить свое мобильное устройство к cети по всей России, где есть хотя бы один коммерческий хот-спот.
Структура системы в данном случае достаточно проста. Основным связующим звеном выступает компания МТТ, которая является провайдером для всех сотовых операторов. Операторы сотовой связи (такие, как «ВымпелКом» и со временем МТС) выступят как носители денежных средств абонента – у каждого владельца мобильного компьютера есть сотовый телефон, со счета которого (авторизация по sms или звонку на короткий номер) и будут оплачиваться эти услуги (как вариант – оплата по картам предоплаты). Компании-владельцы хот-спотов, такие как, к примеру, ЗАО «Комстар Объединенные Телесистемы», ЗАО «ПетерСтар», ЗАО «РТКомм.РУ», смогут предоставлять услуги не только своим, но и «гостевым» пользователям, получая за это вполне достойное вознаграждение. А сведено в единую систему биллинга это будет посредством технического решения от Inline Technologies, которое базируется на системе «Билл-мастер» и умеет унифицировать тарифные планы между всеми операторами хот-спотов, участвующими в проекте.