Один из 'хитов' нынешнего мобильного года – модель K750.
Фото предоставлено пресс-службой компании Sony Ericsson
Отрасль производства сотовых телефонов развивается настолько быстро, что обновлять модельный ряд надо минимум два раза в год – иначе вытеснят конкуренты. Однако, как это ни парадоксально, в представляемых моделях за этот год не так много нового.
Любой рядовой обладатель сотовой трубки отметит: почти во всех предлагаемых новинках собственно мобильный телефон – это всего лишь обычное бытовое устройство. Теперь пользователя привлекают дополнительными опциями.
«Отечественный потребитель почувствовал удобство компьютера и телефона в одном устройстве – в сочетании с ростом покупательной способности это заставляет всех производителей комплектовать свои продуктовые линейки такими устройствами, – подчеркивает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS. – В целом, поскольку не происходит появления революционных новых технологий, производители идут по пути улучшения качества существующих. Потребителя все больше привлекают не технологичностью, а «внешностью» – распространенными становятся имиджевые телефоны. Также производители стали практиковать более узкую сегментацию аудитории. Разделения на классы - бизнес, средний и бюджет, а также на мужские, женские или молодежные явно недостаточно. На рынке стали появляться отдельные модели для бизнес-леди и для молоденьких модниц, телефоны для детей и пр.»
Вдоволь наигравшись «бесплатными дополнениями» к своим аппаратам (обычно 3–5 игр), уже недели через две потребитель начинает использовать телефон исключительно как средство коммуникации, постепенно приходя к мысли о том, что явно переплатил за набор ненужных ему функций.
Дело все в том, что производство мобильных телефонов – не очень рентабельный бизнес. Поэтому основные игроки рынка размещали производство в третьих странах типа Восточной Европы, Китая и Малайзии, сокращая расходы. Не секрет, что даже ведущие производители могут собирать новую модель из уже созданных сторонними производителями «кирпичиков». Так, срочный заказ даже на сотню-другую тысяч принципиально новых дисплеев для небольшой партии экстра-новинок будет убыточным. Поэтому крупные производители заказывают сразу миллионы комплектующих и вставляют их потом без разбора в следующие модели в течение целого года. Таким образом, все новые изобретения приходят на рынок только после того, как распродадут товарные остатки – то есть с опозданием, чтобы не перебивать себе же бизнес. Вот и кладутся «под сукно» немеркнущие на солнце дисплеи, полноценные динамики и ультрасовременные материалы для корпусов.
«Исходя из политики вендоров, средняя цена телефона все-таки будет немного расти, – прогнозирует Сергей Савин, аналитик компании J`son and Partners. – Хотя за свои деньги пользователь будет получать больше функциональности – в 2005 году стандартом станет наличие в телефоне любого класса цветного дисплея, для среднего класса – фото/видео-камеры, а также расширенных возможностей для персонификации телефонов – мелодии, различные цветовые решения, панели. Потребитель в России научился считать и ждет, когда «топовые» модели подешевеют, поэтому рынок сбыта новых и дорогих телефонов будет иметь тенденцию к уменьшению».
В итоге лишь подтверждается давно известный феномен: обмен сотового телефона раз в полгода или год на «более продвинутый» не только не оправдан с потребительской точки зрения, но и, наоборот, лишает вендоров стимула искать что-то новое.
«В 2005 году расширится доля более дорогих моделей – так называемые слайдеры получат предпочтения рынка, – считает Павел Караулов, управляющий партнер группы компаний DIVIZION. – В функциональном плане телефоны, наверное, будут больше походить на КПК, фотоаппараты (так, Samsung уже объявил о 7-мегапиксельной «трубке»). Из дорогого в средний, из среднего в нижний сегмент придут многие технические свойства аппаратов: цветной дисплей, камеры разного качества, bluetooth. В этом году пользователи будут покупать более дорогие, усовершенствованные модели телефонов (что будет способствовать увеличению рынка замещения мобильных терминалов). Владельцы дешевых трубок, насытившись их «функциональностью», будут стремиться к новым, более качественным телефонам: больше полифонии, больше цветов, громче звук, лучше фотокамеру и т.д.».
Мы попросили наших экспертов составить свой рейтинг наиболее многообещающих моделей сотовых трубок в нынешнем сезоне. Результаты представлены в таблице.
Бюджетные модели | Средний ценовой сегмент | Модели бизнес-класса |
Alcatel OT332 | LG B2000 | Motorola V635 |
Motorola С650 | Motorola V6 | Motorola RAZR V3 |
Motorola C114/C117 | Nokia 6230i | Nokia 3230 |
Siemens АХ75 | Pantech GF500 | Samsung D600 |
Sony Ericsson K300 | Siemens M75 | Samsung E720 |
Sony Ericsson J300 | Sony Ericsson K750i | Samsung SGH-D720 |