0
3003
Газета Главная тема Интернет-версия

19.06.2008 00:00:00

Что передать вороне?

Тэги: история, правда, страх, выбор


история, правда, страх, выбор «Зверства рюская деспотия».
Илья Репин. «Арест пропагандиста» (фрагмент). ГТГ

Дмитрий Быков. Списанные. – М.: ПРОЗАиК, 2008. – 350 с.

Эту историю двадцативосьмилетнего Сергея Свиридова я читал с наслаждением и яростью, как свою.

Жутковатая и одновременно смешная книга.

Для большинства читателей «Списанные», вероятно, покажутся выморочным бредом, «провинциальным Кафкой» (по выражению самого автора), то есть радиоактивным мутно-лиловым облаком, перегнанным в область родных снегов и пятиэтажек. Для тех же особо одаренных, кого угораздило в наше время стать заметно «непрозрачными» (по выражению Набокова тоже в цитате Быкова), все в этом романе – чистая правда.

Это правда – обыск и слежка, и вызов куда надо, и угрозы важных персон, и избитые друзья, и убитый УБОПом знакомый активист, и высланная вон «журналюшка», и платная клевета в таблоидах («страшно, что газету мама увидит»), и платная гопота из «своих», «чужих», «ваших» с хамской уличной травлей, и испуганная редакторша крупного издательства, которая разрывает договор, и испуганный звонок из Останкина в день съемок: «Извините, все поменялось, вы у нас быть не можете┘», и запреты, запреты, запреты: на слова, на публикацию, на появление. Это все больно. Но это и почему-то смешно. Совсем не страшно. Потому ли только, что не расстреливают и есть циничная уверенность в цикличности русской истории? Или потому, что голь на выдумку хитра, – есть в конце концов интернет, где, по Быкову, и начинают кучковаться «списанные»? Или от полной безнадеги выручает какая-нибудь немецкая журналистка, с удовольствием клюющая на «зверства рюская деспотия» (после чего, правда, чувствуешь себя особенным Прометеем, которому не только орел вынес печень, но и заморская ворона покакала на голову)? Нет, не в этом ответ.

Смешно, потому что УЖЕ БЫЛО. Даже человеческие жертвы и переломанные судьбы воспринимаются как элементы опротивевшего карнавала, на дворе век двадцать первый, краски перемешаны, и не случайно пишет Быков об абсурдности «идейной оппозиции к безыдейной власти».

Списочники Быкова, неблагонадежные, те, кого почему-то могут не выпустить за рубеж или придержать на границе, или выдавить с работы, люди разных темпераментов, возрастов, мнений, социальных положений. Они начинают сбиваться в диковинную стайку, постепенно сами реконструируя состав таинственного списка, ставшего им родным. Один из самых страшных образов романа – двое прокаженных, белых, как личинки, которых никто не может найти, а они запрятались под пол и лежат бок о бок в укромной тени. Не оставляет ощущение, что все диалоги, десятки философских страниц – это противоречивый монолог Быкова, всунутый в пасти множеству людей-функций (обилие этих персонажей придает каждому и всем вместе размытость). Есть впечатление, что и возраст участников предельно условен. Поражает сорокалетняя зрелость не рассуждений токмо, но и дыхания главного героя, его младшенькие подружки Аля и Валя, несмотря на свои чуть за двадцать, вещают как дамы, трепанные и закаленные октябрьским ветерком житья-бытья. Но и это прием! Ведь ВСЕ УЖЕ БЫЛО.

Возраст здесь такая же аляповатая наклейка, как должность «сценарист ТВ» или «начальник Мосводоканала», блондинистый скальп националиста Гусева с его вечным «гы-гы» или очки мнительно-самодовольного Лурье, атакованного в ЖЖ жаркими собратьями-репатриантами. Человеку, заставшему и впитавшему недавние столь яркие порывы и разочарования людские, хотя бы ему и двадцать, а еще «прикольнее», коли ему все восемьдесят, и жутко, и смешно смотреть постановку вновь. «Зажим–послабление», «реакция–оттепель». Как мило чередовать питье из краников «хол.» и «гор.», когда все равно неистребим лживый привкус хлорки! Тошнота, прости Господи. Да об этом-то и сказ. В финале Господь вдруг через ворону-москвичку заводит речь о «дурных, глупых людях», ударение на людей: «Они идут на мертвое дело и уважают себя ни за что. Ха-ха, не думаешь ли ты, что я сам этого не знаю? Я так все тут устроил, что немертвых дел тут нет, все со всех сторон хороши┘»

Господь голосом Галича зовет героя выйти на площадь. Свиридов посылает ворону к чертям. Однако какой Иаков из самого Дмитрия Быкова, нетрудно узнать, наблюдая за его протестной отважной гражданской линией. Человек Бунтующий, Сергей Свиридов, бросает чернильницу в дьявола (змий-искуситель, ворона-соблазнительница, возможна и такая интерпретация), бьет ладонью по стеклу┘ Или все же через минуту побежит на ветреный митинг, угостит ворону кусочком горького и вкусного сыра мятежа? Ведь единственное, что украшает нашу жизнь, в трансляции высшего существа, – «кратковременные периоды вдохновения и вспышки личного выбора».

Антистрах, а значит, и несуетность - таков личный выбор Али. Она в списке. Ее выгоняют с работы. Но она живет, как жила. Не хнычет, презирает софт-насилие очередного режима, словно и не замечая обоих – насилия и режима. В этом мужество и свобода. Отличная Аля, напомнившая Джулию Оруэлла. Обреченная сломаться тотально при смене автори- на тотали-, но сам инстинкт быть гордой делает этот образ крайне сексуальным и этически привлекательным.

Главный смех и настоящая жуть в том, что есть огромное число вполне «просвещенных» лиц, то есть мыслящих себя интеллигенцией, социально и культурно усердных, кого роман «Списанные» не тронет (он уже не вошел в шорт-лист «Большой книги»). Отчасти это понятно. Заинтересованно опознавать фактуру «Списанных» станет только тот, кому улыбнулось/сгримасничало угодить в прижизненный мартиролог нулевой эпохи, опись, что завтра имеет полный шанс превратиться в Syllabus новых победителей. Пока же – и сюжетно, и смыслово – узок круг посвященных, бежит мысль по кругу, пенится, крутясь, воронка, удушлив ободок нуля. А кругом – вполне безразличная гладь. Как признается сам Быков, он еще напишет две книги, недостающие для трилогии «нулевые». А там, ясное дело, кончится магия темного властелина ледяных колец, и мишень бичевания и рефлексии сменится. Не до Олимпиады же 14-го года ждать с ее пятью кольцами Саурона, так ведь и пятикнижие выткется.

К чести автора – он не идеализирует эпохи. Корни страха и безверия легко нащупать в свежей мгле предыдущего десятилетия. Над многими списанными трепещет сквознячок безотцовщины. И это явная метафора упраздненной страны, замененной нелюбящим равнодушным отчимом-менеджером. Тот отец мог быть ужасен, жесток, но пропал без вести. Его Быков не идеализирует. В этом сложность, и честность, и безысходность умственных блужданий автора. При таком стремлении к честности (у Быкова любимое слово «стыд») излишняя художественность была бы постыдна. Это был бы кармазиновский гламурный текстик, вставленный Достоевским как контрастно-инородное тело в «Бесы», где всего важнее – идеи.

«Списанные» – это напряженная пружина сюжета, динамичность повествования, узнаваемость и броскость типажей, хлесткая сатира. Читаются и без лирики. А главное, слишком сложна эта процедура перебирания хрусткого стога сена в поисках заветной нержавеющей иголки, чтобы отвлекаться на мутнеющие небеса, запахи трав, пенье малиновки. Впрочем, есть отличные описания пейзажей, когда природа отражает психосоматику героя, есть и вполне авангардные набоковские приемы вроде такого: «Речь Рыбчинского журчала, кондишен был еле слышен, и эту рыбчащую речь Журчинского Свиридов плохинимал воспро». Да, я уверен, добавленные цвета и мелодии сделали бы книгу совсем другой, более сладкой, сентиментальной и пустой, легковесной, наверняка пошли бы в ущерб интеллектуальному напряжению, выводящему к лучшей эстетике, – к тому безумию пропажи из списка живых, когда хочется убежать в утробу ночи, шагом великана пересечь Москву, и гномом раствориться среди гаражей и окраинной росистой грядки с капустой, и рассыпаться седым паром, навек забыв, как тебя звали и уж, конечно, имена всех на свете президентов.

Но не убежишь. Быков оставил небольшой памятник отрезку времени, бюстик. Метко назвал симптоматику недуга, которому так готовно покорились многие, и отметил, что вся эта мстительно-лизоблюдская хворь напала на нас не сегодня и не вчера. Давно уже длится похабщина. Но особенно мучительно описывать нуль. Быков смог.

Не убежишь из нуля – ворона ждет твою волю┘ Был такой мистичный рассказ у Валентина Распутина «Что передать вороне?»

Передаем, что будем бороться. Вдохновляясь чтением и озаряясь вспышками личного выбора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
525
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
539
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
277

Другие новости