0
1042
Газета Главная тема Интернет-версия

17.11.2005 00:00:00

Караоке для революции и оркестра

Тэги: блок, музыка, поэт


Ахматова называла его "трагическим тенором эпохи". По странной аналогии вспоминаю: у Высоцкого - баритон. Популярность Блока в предреволюционные годы вполне сравнима с популярностью Высоцкого на исходе застойных лет. И природа этой популярности та же. Музыкальная. Дело не в пресловутой музыке революции, которую призывал слушать Блок. Музыка - любая! - первична для этого типа поэзии, а слова живут где-то на периферии сознания. Вкрадываются в ум тихой сапой. Завораживают и куда-то зовут.

Открываю наугад синий двухтомник Блока, который сопровождает меня с четырнадцати лет, переезжает с квартиры на квартиру, из одного книжного шкафа в другой. На каждой странице восклицательные знаки. Бесконечные "О!". "О, эти дальние руки!", "О, как я пред тобой ничтожен!", "О, весна без конца и без краю┘" Эстетика жестокого романса, заламывание рук и взгляды через плечо: "Пусть я и жил, не любя,/ Пусть я и клятвы нарушу, -/ Все ты волнуешь мне душу,/ Где бы ни встретил тебя!"

Какая, в сущности, разница, к кому именно обращался Блок и что за клятвы тут имелись в виду. Думаю, он и сам не очень хорошо себе все это представлял. Музыка звучит, шарманка играет, прохожие улыбаются. Я не оговорился, именно улыбаются. Не раз наблюдал парадоксальное несоответствие блоковских стихов и вызываемых ими эмоций. "Я - Гамлет. Холодеет кровь┘" прочитывалось как нежное признание в любви, а на самом деле - предсмертный хрип. "Девушка пела в церковном хоре┘", мрачнейшее и безысходнейшее пророчество, - как радостное напутствие (последнюю строфу о плачущем ребенке можно и опустить). И так далее. Не говоря уже о поэме "Двенадцать", которую можно трактовать, как говорится, и нашим и вашим. Своей инфернальной музыки она не теряет ни одном случае, ни в другом.

Важны не стихи, а то, что за ними стоит. Это кредо символистов и символизма. Стихи же - караоке, под которое каждый может спеть о своей пропащей жизни. Или только-только начинающейся жизни. О мировом пожаре в крови. И о том будущем, которое не нуждается в прошлом.

"Мне было 15 лет, - пишет Лимонов в сборнике эссе "Священные монстры", - и я обнаружил в книге стихотворение "Незнакомка". Я прочел его и сгубил свою душу". Не он один. Лично я сгубил свою бессмертную душу блоковским "Балаганом": "Тащитесь, траурные клячи!/ Актеры, правьте ремесло,/ Чтобы от истины ходячей/ Всем стало больно и светло!" Морок, туман. Вирус, незаметно вползающий в мою кровь. Трудно, почти невозможно удержаться и не начать писать самому. Так блаженно неопределенен блоковский герой, что хочется придать ему собственное лицо.

Блок бесконечно разнообразен в своих мелодиях. Как хороший шарманщик. Как музыкальный ящик или коллекция актуальных сэмплов. Можно найти у него при желании и ахматовское, и пастернаковское, и есенинское. И горьковское "Пусть скорее грянет буря!" тут тоже есть. Есть все. Остается лишь отыскать свое собственное.

Но не дай бог примерить на себя блоковскую судьбу! Стихи его - напоминание об иной жизни. То, чем и должны быть на самом деле стихи. А судьба┘ Что судьба? Стремительный бросок к смерти, минуя любовь, счастье, реальность и прочее человеческое, слишком человеческое, как сказал бы Фридрих Вильгельмович Ницше, гуру предреволюционной эпохи. К иной жизни, перед которой эта блекнет, меркнет и тускнет.

Такое ощущение, что Блок родился, вырос, жил и умер, не выходя из комнаты. И даже не особенно часто выглядывая в окно. А что туда глядеть, если "в соседнем доме окна жолты" и никакой тебе Вечной Женственности? Все, что нужно поэту, поэт себе придумал и вообразил.

Он родился в распавшейся семье. С детства дичился людей. Чувствовал себя на месте лишь в Шахматове, родовом имении деда, куда время не проникало. Всю жизнь был окружен женщинами, которые относились к нему как к ребенку и не давали взрослеть. Фрейд бы заинтересовался таким пациентом, но и без Фрейда налицо клиническая картина. Юношеская связь с взрослой женщиной Ксенией Садовской, которой посвящен цикл "Через двенадцать лет". Домашний театр в сенном сарае, где Гамлета играл Блок, а Офелию - Любовь Менделеева. Запойное чтение стихов Владимира Соловьева, утверждавшего, что земная жизнь - лишь искаженное подобие "высшей" реальности. Платонические отношения с женой, Прекрасной Дамой. Настолько прекрасной, что Блок уступает ее своему другу Андрею Белому. Какое-то время они даже живут втроем. Потом Люба, порвав с истериком Белым, начинает всерьез устраивать личную жизнь. И, гастролируя по России с театром Мейерхольда, сообщает мужу о каждом новом романе...

Все это время непрерывным потоком идут стихи. О доблести, о подвигах, о славе. О том, что все мы обречены. Блок все чаще напивается в дым. Причем - такова легенда - пить предпочитает в публичных домах. Просиживает целыми днями у стойки на первом этаже и тоскует. Наверх с барышней подыматься нету ни сил, ни желания. Скорей бы все это кончилось, думает Александр Александрович. Тут все и кончилось. Началась Первая мировая.

Осенью 1916-го его призвали на фронт, вернулся он оттуда в революционный уже Петроград. Все еще был уверен, что и под этот текст ему удастся подобрать гармонию. Но уж больно страшненькой она оказалась: "Эх, эх, без креста..." Не музыка нужна была в 1917 году, а шершавый язык протокола. Блок понимает это и начинает сходить с ума. Слабость, бессонница, раздражительность и даже галлюцинации┘ Он перестал узнавать знакомых, сжег записные книжки и письма. Порой его охватывала такая злоба, что рядом было находиться опасно. Прогулки по разоренному Петрограду пугали его, доводили до исступления: "Из каждой подворотни на меня словно глядели рыла, рыла, рыла". Дмитрий Быков в книге "Борис Пастернак" описывает блоковские приступы мизантропии. И мальчика, которого поэт ударил на улице без всякой причины. И бюст Аполлона Бельведерского, который Блок вдребезги разбил кочергой...

Дело не в том, принял или не принял Блок революцию. Слишком уж активно новые люди притягивали небо на землю, слишком все это было немузыкально. Его насильно заставляли участвовать в жизни и разочаровываться в ней. Вместо "Вся власть рабочим и крестьянам!" Блоку больше подошло бы "Вся власть воображению!". Такой лозунг, кстати, звучал на баррикадах 1968 года.

Воображаемой России больше не было. А другой Блок не знал и знать, в общем-то, не хотел. Вот и занялся саморазрушением. И стал стремительно умирать. Тут снова приходит на ум Высоцкий, усиленно разрушавший себя. И лимоновское "Да, смерть!"...

Блока не стало 7 августа 1921 года. Внятный диагноз, точное название болезни, от которой скончался Блок, нам неизвестно и до сих пор. То ли сифилис, то ли алкоголизм, то ли шизофрения. А может быть, и отсутствие метафизического воздуха.

Какая из всего этого мораль? Морали никакой. Одни вопросы, требующие ответа. Может ли поэт прожить счастливую жизнь? Совместимы ли небесная гармония и земная? Возможно ли и писать, и жить в полную силу? А если нет, то какой во всем этом смысл?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1405
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1045

Другие новости