Премию "Национальный бестселлер" нельзя не чтить как предприятие интересное. Весьма удачная задача этой премии - поиск всего интересного.
Бестия - герой премии.
Так уж получилось. Предпочтения жюри - радикальны. Персонажи - разные. Здесь водятся и Владимир Личутин, и Лев Данилкин. Здравая конкуренция.
Что в итоге? Выигрывает ярчайший. Самый бешеный. Самый, так сказать, передовой.
Первый раз выиграл занимательный Леонид Юзефович - в сущности, премировали кожанку, выдубленную ветрами Гражданской войны, а свежезаключенный Лимонов был в миллиметре от победы. Второй раз артистичный имперец Александр Проханов. Скандал, вполне предсказуемое "фи" старых либералов и комичное подражание им молоденьких чистоплюев. И варвар Денежкина, прыгнувшая высоко. Третий раз - забулдыги Гаррос и Евдокимов, небритость, грубиянство, дань похмельному снобизму тридцатилетних. Последнее прошлогоднее решение - талантливый нигилист Виктор Пелевин, который был и будет аллергеном для благовоспитанных.
Конечно, "Нацбест" можно упрекнуть в небрежении серьезной словесностью, пыльной, соплежуйской, миленькой, от которой ни холодно, ни жарко прежде всего ее сочинителям. Но сам я сердцем тяготея именно к такой расслабленной писанине, понимаю: книжным амебам, профессиональным прилипалам литпроцесса, не выжить, и Бог их выдаст, и "Нацбест" съест. Советская лафа кончилась.
Кому достанется звание "Национальной бестии" на сей раз?
Может быть, все же Эдуарду Вениаминовичу (звучит, как фамилия сербского партизана), которого выдвинул я ("Торжество метафизики")? Или нацболу помоложе рубаке Захару Прилепину, которого выдвинула тонкая Василина Орлова ("Патологии")? Вообще, кандидатов хоть отбавляй. Взять хотя бы остроумного Быкова, которого выдвинули с "Эвакуатором". Быкова все ненавидят, всеобщая ненависть делает Дмитрия Львовича и впрямь радикальной фигурой, хотя его публицистическая воинственность порой кажется мне игрушечной. А вот жж-юзер Olshansky выдвинул меня, мое "Как меня зовут?"┘ У Мити безусловный вкус и взор горящий, давно советую: Митя, пиши прозу, роман пиши. И затмишь Геласимова с его ура-текстами в стиле перестроечных кинокомедий.
Из кандидатов в победители наибольшие шансы мог бы иметь Владимир Сорокин. Однако "Путь Бро" - увы, не полноценный роман, а запоздалые подступы к сверкающему "Льду". Без "Льда" Сорокин не катит┘
Итак, мораль статьи: как бы ни тасовались кандидатуры, победит экстремист.
По большому же счету поводов для радости мало. Надежд и прозрений много, а конкретная картина - убогая. "Нацбест" еле-еле набрал деньжат на очередной марафон. Да и злопыхатели премии деградируют, сипнут, где их раздраженные вскрики? Все тонет в тошной тишине. Дай Бог здравия душевного и телесного всякому безумцу, занятому сегодня литературным делом, вне зависимости от воззрений и стилистик.
Жду: ужесточение режима подхлестнет творчество. Например, лимоновцы, десятками заселившие тюрьмы и зоны, возьмутся в подражание своему предводителю за шариковые ручки, станут фиксировать окруживший их скорбный быт. Жду: шатания и бунты также вдохновят на писания.
А "Нацбест", жду, преподнесет запланированную бомбу.