0
875
Газета Главная тема Интернет-версия

17.02.2005 00:00:00

Литература и понимание

Тэги: емелин, стихи


Бог, известно, любит две вещи: Троицу и морскую пехоту - итого, значит, четыре. Бывшего советского военного картографа, а затем церковного плотника Всеволода Емелина Бог не любил. Так ему казалось. Не Богу.

Дело в том, что бывший советский военный картограф всю жизнь, стыдно сказать, писал стихи. А никто этим почему-то не восхищался. Ну и что толку-то? Нет, конечно, первые лет десять нормально. Но когда тебе уже сорок с хвостиком┘ В общем, речь у нас сегодня пойдет о творческой самореализации.

Есть две главные вещи, которые ей мешают. Боязнь успеха и боязнь неуспеха. Два конца одной палки - одним бьешь, другой отдает в руку. Успеха боятся умные. Неуспеха боится каждый. Когда успех - это нужно всем улыбаться и водку жрать. Щеки болят, печень. Душа, с которой слой за слоем снимаешь стружку. Задница болит заседать в президиумах.

Неуспеха боятся, потому что он актуализирует Основной вопрос Паниковского: "А ты кто такой"? Это ведь страшно - выйти один на один с ДРУГИМИ. Сакраментальная фраза из фильма "Доживем до понедельника" опровергается данными передовой психиатрии. "Счастье - это когда тебя понимают" сказано там. На бытовом уровне - да. Но когда тебя понимают по-крупному, это, мягко говоря, неприятно. Это больно - как будто ты бабочка, приколотая булавкой. Это неприятно - тебя прочитали, словно дорожный знак. И не то обидно, что прочитали, а то, что до конца. Что в данной ситуации ты исчерпан. Не осталось от тебя ни романтической бездны, ни закатов-рассветов, ни носа, утертого бабушкиным подолом.

Уравнение решено, икс равен нулю. Другие всегда мешают. Писателю мешает читатель, продавцу - покупатель, водителю - пешеходы и другие водители. Поэтому писать можно только одному человеку в мире - себе. Тогда остается шанс быть непонятым и жить вечно, не до конца.

Передовое литературоведение еще в прошлом веке открыло, что художественные достоинства текста измеряются не тем, что в нем написано, а тем, что не написано, но угадывается. Когда, читая, каждый думает о чем-то своем. Именно поэтому скульптуры состоят не из мрамора, а из отсеченного лишнего. Музыка - из пауз. Написанные стихи - из ненаписанных. А чтобы совершить действие, нужно хорошо представить себе его невозможность. Понимаете? Надо отчаяться. И стать отчаянным.

Всеволод Емелин отчаялся, когда его стихи опубликовала "Независимая газета". А наутро ничего не случилось. Ни на следующее, ни на какое-нибудь другое.

И живем дальше. Год, полтора┘ Пока не пришла пора написать про настоящую хорошую книжку настоящих поэтов (даже депутат среди них был один) о Чеченской войне. Никто, правда, уже не помнит, как она называлась. Но книжка замечательная - на отличной бумаге.

И вот пишу я рецензию. Гонорар капает. Хорошо на душе! Дай, думаю, позволю себе вольностей. И приписал: а жалко, что в этой Хорошей книжке нет стихотворения Всеволода Емелина "Молодой ваххабит"! Про то, как он в засаду попал и ему в бою джип поцарапали. Потому что вот это - настоящая поэзия, а вы все так, депутаты, и меня не поймаете.

Кто-то из друзей возьми да и покажи эту рецензию Севе. А про литературных журналистов говорят, что они алкоголики. И поэтому Сева решил мне подарить бутылку абсента. И еще одну штуку. А я ж абсент не пью! И той одной штуке, трогательной до безумия, мягко говоря, удивился.

Представьте себе серебряную чайную ложечку, в нескольких местах неровно просверленную. Что это может символизировать? Я постеснялся спросить. И стал изучать творчество Всеволода Емелина. Все надеялся понять - что за ложечка?

Оказалось потом, на этой ложечке надо сахар жечь, чтобы он в зеленый и до безобразия вонючий абсент через дырки зачем-то капал. Но мы его к тому времени все равно выпили. А сила печатного слова - сами знаете, какая ужасная. Особенно когда издание прекрасное такое и повсеместно читаемое. И вот за два года у Севы уже три книжки вышли - одна краше другой. И на чтениях всеразличных он нарасхват. И на гастролях поэтических где только не побывал, даже в Италии! И девушки его любят. И в журнале "Новый мир" про него пишут статьи. А одна из девушек прямо в субботу взяла и вышла за него замуж! Вот как хорошо закончилась эта история.

* * *

Это был свадебный тост. За отчаянность. Я, вы же знаете, от скромности не умру и Всеволода Емелина по праву считаю своим литературным крестником. Сводным братом по ложечке. Которой больше нет у меня. Я ее недавно передарил. Но это будет другая свадьба и другая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости