0
901
Газета Главная тема Интернет-версия

26.08.2004 00:00:00

Большой Писатель в спину Олимпиаде

Тэги: писатель, олимпиада, тенденции


Напиши, говорят, про тенденции. Чего мы ждем от наступающего литературного, это самое┘ сезона. Как будто непонятно, чего мы от него ждем! От всего наступающего литературного (сезона, календарного года, столетия, пятилетки) мы ждем одного - медалей. То есть - тьфу!

Ждем, понятно, явления Большого Писателя.

Лет уже тридцать как. Или больше. Есть такой роман итальянца Дино Буцатти - "Татарская пустыня". На краю огромной пустыни - крепость. В ней стоит обычный гарнизон - солдаты и офицеры. Скучают, хотят в Рим - там блеск, карьера, вино, столица┘ А тут - триста лет, если не больше, даже врага никакого не было. Одни предания остались - страшный, дескать, кровавый. В память о том и стоят. Сменяются караулы, поколение за поколением вглядываются в красную мглу┘ И это меняет их. Они уже не такие, как все. Они Ждут.

Это непростое искусство - ждать. У многих сдают нервы: дескать, время уже не то, страшные татары, поди, давно вымерли, давайте побросаем ружья, заведем женщин, козу, огородик, научимся шить, а может, и вышивать, будем жить-поживать, как все люди, вступим в Объединенную Европу, а о Большом Писателе и думать забудем. К таким мы относимся снисходительно - пристреливаем, как бешеных собак, и терпеливо объясняем, что для того тут, может, и ждем Большого Писателя, чтобы козы не было. Диалектика.

Сложены и выучены предания о том, каким быть Большому Писателю. Он должен в ногу прошагать по мосту, вступить в резонанс со временем, мифологизировать повседневность, отложить Большое Яйцо. История - это шлейф тянущегося за жизнью скоропортящегося мусора, выброшенных в мусоропровод телепрограмм, если нет Большого Писателя. Без него мы ходим, как та коза вокруг колышка, в череде дурных повторений и ждем только, когда будет очередной "дефолт". Потому что ничему, кроме того, что жизнь - бардак, история без Большого Писателя нас не учит. Ничего мы больше не замечаем.

Взять кровоточащую актуальность этих дней - Олимпиаду проклятую. Правдивая карикатура на жизнь, где все неслучайное укрупнено, усилено и выставлено на первый план. Извлечем ли мы из нее уроки? Нет. Так же глупо поедем на следующую, где пробы на допинг у спортсменов брать будут уже по паспорту.

Не послушали в свое время Большого Писателя, вот и плачем у своих голубых телевизоров. Хотя сборная СССР в солженицынской редакции (Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан) всех опять обставила по медалям. Но попробуй объясни это идиотам, которые скрупулезно сопоставляют эпическую, как Волга, статистику спортивной Державы с отчаянными усилиями отрезанной от нее и до сих пор кровоточащей (спортсменами, тренерами, методиками тренировок - всей этой положенной лабудой) республики!

А кто, убоявшись временных трудностей, врет, что Олимпиада фуфло (хоть она, конечно, фуфло), тот сам фуфло, потому что она отнюдь не фуфло. Так ведь можно сказать и что Литература фуфло, и Музыка, и Рыбалка, и куча других самых важных в жизни вещей. Патриотизм невозможен без горьких разочарований, так что не надо истерики, пусть люди смотрят. Слезный путь к покаянию короче, чем путь самодовольства, а без покаяния нет прощения, а без прощения нет новых успехов Советского Спорта.

Вот в фильме Великого Писателя Шукшина "Калина красная" - там же как? Сначала Егор Прокудин бьется головой о землю: "Ведь это же мать моя!" - и только после этого фильм из провинциальной комедии характеров превращается в то, к чему мы привыкли. Каяться надо, терять надо. Без потерь нет любви. Без березок этих стыдных, "невестушек", от которых у охочего до "вкуса" зрителя скулы сводит. Побиться головой мало - это любой умеет, а вот ОПУСТИТЬ себя, разоблачиться, подставиться стыдным местом, самое сокровенное раскрыть, самое нежное, куда любой походя плюнуть может, - вот это покаяние, вот это катарсис, вашу мать, недаром Шукшин эту сцену с "невестушками" первой снимал. Оператор фильма Заболоцкий вспоминает, что съемочная группа в это время роптала: дескать, Феллини в Италии "Рим" снимает, про заграницу и все такое, а мы тут, татары, с березками обнимаемся. Шукшин слышал, зубами скрежетал, но снимал - обнимал березки эти самые, да.

В общем, Олимпиаду смотреть - нужно. Тупо, терпеливо, раз за разом становясь жертвами политических манипуляций и чиновничьей продажности, - смотреть, надеяться, кусать локти и орать горькими от пива и сигарет ртами: "ШАЙ-БУ! ШАЙ-БУ!" Или что там сейчас орут┘ "оле-оле"? Тьфу.

Смотри ее - пока она есть. Смотри и мотай на ус: эпоха великого обмана закончилась. Сначала олимпийский спорт стал атрибутом государства, потом - бизнеса, и все это время прекраснодушная идея "олимпизма" ломалась под напором ТЕХНОЛОГИЙ, с помощью которых из спортсменов нещадно выжимались сначала сантиметры и секунды "престижа", а потом - сотни тысяч и миллионы прибыли. Технологии допинга, технологии "работы с судьями", технологии изготовления секретного фибергласа, позволяющего прыгнуть выше головы, - против маленького обманутого, которого прямо перед голубым телевизором долбанул смертельный инфаркт.

Технология изготовления спорта, технология изготовления власти, технология изготовления искусства - против прекрасной сказки о Большом и чистом Писателе. Против смысла человеческого бытия. А значит, главной тенденцией будет Революция смысла. Восстание голых против технологий и культурного фетишизма... Ну постинтеллектуализм, уговорили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
752
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2497
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1685
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1306

Другие новости