0
962
Газета Главная тема Интернет-версия

08.07.2004 00:00:00

Середина лета - конец года

Тэги: итоги, год, литература, премии


Летом культурная жизнь замирает. Театры закрывают сезон и разъезжаются на гастроли. Писатели едут на дачи размышлять о России. Издатели подсчитывают годовые убытки. Аналитики подводят итоги. Визионеры строят планы на будущее. Журналисты книжных приложений наряжают елку и откупоривают шампанское.

Литературная битва┘

Чем запомнился нам уходящий литературный год? Прежде всего - некоторым оживлением литературного процесса по части идейной борьбы. Обычно под предлогом разговора о литературе в России обсуждались самые острые политические проблемы и литературные журналы были сосредоточием общественной мысли, но в 90-е годы все это куда-то исчезло. Литературный процесс был подменен премиальным - когда единственным возбудителем интереса к литературной жизни остается праздное любопытство - "кому дадут". Это было связано с эффектом "конца истории": победившая в нашей стране идеология провозгласила его по американскому образцу, чтобы выйти из игры немедленно после выигрыша.

Как ни ярились в оппозиционном идейном лагере, все напрасно - победители просто не замечали их. Либеральное мировоззрение было объявлено культурной нормой, а все прочие - неприличными отклонениями, о которых в приличном обществе не говорят. Но как же скучна стала от этого литературная жизнь! Нет конфликта - нет и сюжета. Литературные премии, призванные возбуждать интерес к литературе в обществе (при том что сама литература интересоваться обществом перестала), присуждались друг дружке, литературную соревновательность и борьбу за убеждения заменили скандальчики и скандалы. Литературная жизнь начала стремительно деградировать - превращаться в шоу-бизнес второго сорта, в котором никто почему-то не поет и не пляшет. Но вот-вот должны были заплясать.

Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2002 году, когда при содействии нашей газеты либеральное издательство Ad Marginem опубликовало и разрекламировало реакционный роман Проханова "Господин Гексоген", а критик (тогда еще) Дмитрий Ольшанский опять-таки на наших страницах объявил о смене идеологической ориентации. Не заинтересованные в "возобновлении истории" победители постарались выставить эти события очередным "скандальчиком", но в их головы запали зерна тревоги. В истекшем литературном году журнал "Знамя", всегда наиболее полно выражавший идеологию "победителей", разразился серией программных статей, ему ответила переквалифицировавшаяся в реакционеры и снова осенившая себя профилем Горького "Литературная газета".

А сверху, из заоблачного аналитического журнала "Эксперт" (настоящего, а не литературного), звонким майским громом грянуло: "В отечественную литературу пришло новое поколение. Объявив своим главным врагом постмодернизм, они декларируют возвращение к реализму. Поколение 90-х пресытилось бесконечными языковыми экспериментами и попытками разыскать в повседневности потаенный мифологический подтекст". Это они про нашу рубрику "Свежая кровь" и лично Сергея Александровича Шаргунова! А вот дальше: "Поколение 90-х пришло в литературу с целью утвердить "новую искренность", ставшую чуть ли не основным художественным критерием: не столь важно уметь писать, главное - устранить эстетический барьер между литературой и действительностью, общаться с миром напрямую, без посредников в виде разнообразных культурных накоплений". Это про наш постинтеллектуализм.

И что бы только делала русская литература без газеты "Ex Libris-НГ", прямо не знаю!..

┘и премиальная жатва

А вот литературные премии, напротив, постепенно сходят со сцены. Две самые престижные - премия им. Аполлона Григорьева, вручаемая Академией русской современной словесности, и "Букер - Открытая Россия", вручаемая культуртрегерами продуктовых, водочных и нефтяных корпораций, - лишились своих спонсоров. Букеру, впрочем, эта неизбежность еще только предстоит, причем по причинам нелитературным, а вот "Аполлоновка" (самая "профессиональная", самая "авторитетная", самая "адекватная" и "культурно вменяемая") просто не оправдала доверия. Неясны перспективы премий "Российский сюжет" и "Повести Белкина", но, судя по анамнезу, прогноз отрицательный. Вышел в тираж "Национальный бестселлер". А литературная премия Александра Солженицына была вручена за телефильм.

Не сказать, что премии не нужны, просто они должны занимать положенное им скромное место на периферии литературной жизни. Где-то между литературой и телевизором, не отходя от кассы. А то вот вручили в прошлом году Букеровскую премию Рубену Давиду Гонсалесу Гальего. За тяжелое, стыдное произведение, из тех, что волнуют и ранят душу. Вроде бы правильно сделали. Но! Во-первых, вручили ее по политическим мотивам: автор ясно дает понять, что не любит Советский Союз и не дооткрытую до конца Россию, а повесть-то ведь не об этом. Во-вторых, нельзя о таких произведениях думать и говорить в контексте скатертей, рюмок и досужего любопытства! Нехорошо это, стыдно. От одного только выражения "Гальеге дали" выворачивает. Да и от одного только слова "дали" тоже.

Видели, как тройка бежит? Коренной прямо, пристяжные чуть в стороны. Чтобы не толкаться, не путаться постромками, чтобы сани ровно вело. Вот так литература: в центре идейно-эстетическая борьба, а премиальные да издательские дела по бокам. Иначе не поедет. Проверено. А теперь немедленно выпьем!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
571
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2292
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1509
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1142

Другие новости