Между прочим, на нынешнюю Пасху выпадает траурный юбилей. 260 лет как оставил мир Антиох Кантемир, смело скажем, батюшка русской словесности. Той, обновленной, которую отсчитывают с 1729 года. Именно в этом году появилась сатира "На хулящих учения", охранительная, язвящая недругов и плакальщиков мысли и слова, а вышла она из-под пера двадцатилетнего автора.
Для первой трети своего (XVIII) века князь Кантемир был мятежником, авангардистом, двинул нетореной дорожкой, осваивая целую кучу жанров, притом предложив незаемную манеру письма. "Кантемир первый на Руси свел поэзию с жизнью", - провозгласил Белинский. Верно! Не только Сумароков с Фонвизиным, не только Грибоедов, но и Гоголь, Чехов, и Фазиль Искандер - встречаются на страницах "нового" нестареющего реалиста Харитона Макентина (псевдоним-анаграмма).
Здесь и резкий пытливый свет, открывающий неприглядность общества. И сторонний герой-одиночка. И типажи. Не Лопатин ли деловитый помещик Силван, и больше: не символ ли постиндустриального общества с кредитными картами и "смертью Автора"? Этот Силван - недоросль от ума, во имя "исторической неизбежности". "Завиральные идеи" не к его двору, ведь он защищает государство, а значит, кошельки:
Трудиться в том, с чего
вдруг карман не толстеет,
Гражданству вредным весьма
безумством звать смеет┘
Короче, вечный вопрос:
Идеал или Капитал?
Отлично и дерзко, в стиле "проклятых прозаиков" двадцатого века, выписан Кантемиром и бедовый отечественный персонаж - пьяница. "Раздут с вина, чуть видя глазами, раздран, смраден, по лицу распещрен угрями", "румяный, трожды рыгнув┘" Красочно. Упивание образом? Бунинский старик-пропойца с носом, как клубничина? Есть такое. Но и желание растормошить, толкнуть в бок падающего, пока не ухнул на дно могилы.
Нападкам поэта подвергнуты, кстати о празднике, фарисействующие клерикалы. Епископ, льстивый ко всякой власти, оберегающий собственный статус и доход, враждебный к новациям.
Кантемир сражается со скопидомством, нахваливает знания, но душой чист, ладен, одной ногой в древнерусских летописях. И истинно русский крест предлагает человеку, совмещающему жизнь и писательство: "Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу┘"
На днях встречался я с читающими. Триста женщин сидели в зале дома культуры "Зодчие". Все работницы столичных библиотек. Как всегда и бывает, простой разговор, без излишеств, доверчивость и смекалка зала. Под конец, когда уже шел к гардеробу, мне наперерез бросилась пухлая немолодая дама и выпалила: "Вы не сказали самого главного. Без православия русский человек - дрянь! А Достоевский это сказал". "Маньячка", - подумал я. Всегда найдется такой среди прочих, кто усмотрит в твоих словах некий крамольный пробел, сокрытие самого будто бы существенного. Ты не сказал про всемирный заговор или наоборот, умолчал об астероидной угрозе скинов.
Но поразмыслив, погуляв, понимаю: есть тут важное зерно. Редактор "Нового мира" Василевский справедливо высказался давеча: скины - мелочь, деталька масштабной криминализации. Добавлю: дело не столько в количестве преступлений, сколько в качестве сознания. Нескончаемые сериалы с перерезанными глотками и уголовным жаргоном по центральным каналам - это государственное преступление. Изнасилование, в результате которого рождается новая порода человекохищников.
А Кантемир умер. А если бы воскрес? Куда бы он сейчас пошел со своими обличениями? На программу "Культурная революция"?
Дрянь, дрянь, дрянь наш человек без родного мироощущения. В этом смысле православие - память о бренности, покаяние, готовность признать свою оплошность, невзирая на репутацию и этикет, способность простить другого, обнять, смириться. Этика. Чувство просторов. Внутренняя мелодика. Бычьи цепи, бычьи хари, бычьи мыки - главная космическая катастрофа.
Лишенная, пусть во многом фальшивой, но для большинства весомой душевной централизации, Россия заполняется "лихими людьми". Если мы утратим генотип, станем бессловесной, нечуткой, звериной территорией, какой к черту рост ВВП? Об этом просил передать вам поэт Кантемир, еретично вызванный путем спиритического сеанса.
Всякий, кто не покидает искусство, прозу, живопись, критику, подобен бойцу.
А официозная полуночная трансляция пасхального богослужения - в розово-малиновых тонах - подобна "клубничке", которой обычно потчуют с экрана в то же время.