Праздник, весьма характеризующий все режимы, вступающие в период стабилизации.
Для святой Руси это было и милым русскому сердцу "вчерась", и неизбежностью нововведений. Разве можно только и знать что крушить идолища и воевать жрецов отставленного культа? И власть разумно подыграла ностальгии масс. С одной стороны, формально - язычество, ретропесни и пляски, даже сожжение чучела зимы, а на деле - полное надувательство, подготовка к Великому посту. "Не все коту Масленица..." - можно прочесть и как "скоту", презрительно-рассудочные аналитики и политтехнологи и тогда щурились на темных, ухающих с горок и ахающих над кострами малых сих.
Сейчас тоже ретро. Сшибать с постаментов фигуры Ильича, тянуть крючьями Дзержинского, переименовывать улицы и станции метро - уже не модно. Все слушают ансамбли "Пламя" и "Песняры". Вроде реставрация, но нет, как бы не так, профанация!
Поскольку всем смыслам свойственно расширяться до безобразия (культура длится, табу и условности отпадают), то и остановка общества - странная какая-то, маскарадная, игровая. Православие, советизм, либерализм. Триколор для шизофреников, и каждый вправе усматривать свой цвет в позиции наших властителей: белый - благородный, седой, монархический; красный - сталинско-кумачовый; голубой - либерально-весенний...
Здесь вам и сусальное золото святой Руси, и окладистые бороды духовенства, и Владимир Красное Солнышко нации, и расслабленная рыночная реальность, представленная профурсетками и икающими парубками, перебравшими баночных коктейлей. Всего понемножку - спасительный девиз Масленицы.
Постмодернистский бред продолжается в Кремле, где, строго следуя православным канонам, на обед всю неделю будут подавать только рыбное в сопровождении блинов, что символично. "Блин" - то слово, которое тайно знаменует последние четыре года и вот-вот сорвется с уст первого лица, пополнив прочие гангстерские перлы. Рыбка же и ее поедание - ритуал крайне актуальный, если вспомнить проблемы, связанные с одним из кандидатов в первые лица.
Также отдельные высокопоставленные деятели, возможно, резонно предложили отменить народные гуляния и скакания по случаю Масленицы, дабы страна не забывала о недавних трагедиях. Сложно возражать логике траура. Однако кроется предположение, что вся проблема в венчающем торжества сжигании чучела зимы. По информации компетентных структур, это шоу может быть использовано подрывными силами как манифестация отречения от Фальшивого Порядка, Шутовского Пугала, Красного Солнышка, которое светит, но не греет, и прочая...
В общем, властители, как всегда, мудры: пусть шизофренический, но порядок надо поддерживать и тянуть время, пока хаос не начнет сам собой твердеть и структуризироваться, в конце-то концов заработают заводы, а в идеологии один из цветов триколора подавит остальные. Скорее всего ничего не осмыслится. Так и будет тянуться жевательной резинкой розовая власть (коммуноцарская) и журчать голубая растленная несамостоятельная экономика. Скверну, скуку, порочную стабилизацию и слабосочное "авось" в свое время разрубил Петр Великий, которого заботило не угождение подсознанию и иллюзиям подданных, а ощутимые, волево направленные свершения.
Единственное, что белеет, будто снег, - русская литература. Всегда бела она с чистого листа. И писать всегда можно про многое: и про родные гульбища, и про обильные пиршества (см. парижские полуголодные смакования Ивана Шмелева!). Особенно интересно отдаваться писательству во дни скуки и внешней бессмыслицы. Нет никаких забот суетного света. Даже Масленицу толком не празднуют, ибо повод выпить и погоготать есть всегда, а чего празднуем - расплывчато до невнятицы. В меню - ни рыба ни мясо, за окном - ни мороз ни оттепель.
Зато для литературы - мороз и солнце, и требует поэта к священной жертве Аполлон, бог языческий, равнодушный к князьям земным с их потугами и опасками.