Завтра в Санкт-Петербурге будет объявлен лауреат литературной премии "Национальный бестселлер". Претендентов, если считать по книжным корешкам, шестеро: "Орфография" Дмитрия Быкова, "голово[ломка]" (sic!) Гарроса-Евдокимова, сборник рассказов Вячеслава Дегтева, "Прощание с телом" Сергея Коровина, "Бом-бом" Павла Крусанова и "Мой-мой" Владимира Яременко-Толстого. Поскольку через неделю, когда выйдет следующий номер "EL-НГ", о премии все забудут, проанонсируем ее возможные результаты заранее.
Появившийся всего три года назад "Национальный бестселлер" по-хорошему удивляет. Кто-то скажет, что в этом году удивляют многие премии: тот же "Аполлон Григорьев", не доставшийся "кому положено", или буржуазно-демократический Букер, снизошедший вдруг до литературной "почвы". Однако наградить неизвестную серость вместо серости знаменитой или раскачать сюжет премии в диапазоне "от Сорокина до Павлова" - это все ходы предсказуемые, банальные. В отличие от старших товарищей, кладущих силы на то, чтобы выйти за рамки своей предсказуемости, молодой да ранний "Нацбест" пытается такую предсказуемость обрести.
Когда в прошлом году жюри "Нацбеста", составленное из далеких от литературы людей, увенчало Проханова, многие решили, что это политический жест, и решили неправильно. Просто бесхитростных судей привлекла фабула прохановского романа: красочное описание тайных кремлевских вечерей показалось им "актуальным" по принципу "утром в газете, вечером в клозете". Проханов продемонстрировал им русский извод некогда популярного в Америке "нового журнализма". С политической же точки зрения, прошлогодний выбор "Нацбеста" был скорее всего роковой случайностью. Однако уж коли взялся за гуж - не говори, что не муж: будучи премией порядочной, "Национальный бестселлер" был просто обязан "жениться".
Памятуя о непростом семейном положении координатора премии Виктора Топорова, я имел честь предложить вниманию "большого жюри" замечательно провокационный роман Белоброва-Попова "Красный бубен", многим идеологическим и художественным достоинствам которого не помешала бы ложка медийной рекламы. Но судьба распорядилась иначе. Продолжение банкета чревато похмельным разочарованием, а потому премия "goes to" прямо в руки к скандальному неудачнику позапрошлогоднего розыгрыша Дмитрию Быкову.
Конкурентов у Быкова в финальной шестерке, пожалуй, нет, если не считать несъедобной "голово[ломки]", за которую из каких-то своих заоблачных соображений может проголосовать член жюри Лев Данилкин. Единственный претендент-тяжеловес Павел Крусанов - отчасти юбилейная кость псу-Петербургу, отчасти сатисфакция неизбежному Быкову. Два года назад, когда Быков со своим романом "Оправдание" был финалистом, а Крусанов - членом жюри, злой гений литературной тусовки Вячеслав Курицын обменял голос последнего на стакан водки и два куска колбасы. Голос вместе с премией отправился к Леониду Юзефовичу, а Быкова "обидели".
Не случайно в этом году все реальные конкуренты Быкова (кроме изменника Крусанова) выведены за скобки, в "теневой список", то есть во вторую шестерку. Тут вам и Лимонов, и Галковский, и Шаров, и вышеупомянутые Белобров-Попов - не список, а объедение! Но лучше не рисковать. Ведь если премию получит Быков, нарисуется приятная закономерность. В прошлом году отмечен главный редактор великой и ужасной газеты "Завтра", в этом - один из соредакторов скандального еженедельника "Консерватор", занявшего место ошуюю от великого и ужасного. "Два богатыря"; проблема лишь в том, что один из них (Проханов) - опять член жюри. Повторится ли трагическая история трехлетней давности как фарс?.. Завтра узнаем.