Женская протестная волна в Польше не спадает. Фото Reuters
Еще недавно польская власть на всех уровнях восхищалась и умилялась «женским лицом протестов в Белоруссии». Польские СМИ подробно описывали и показывали молчаливые шествия по выходным улыбающихся белорусок, которые смущали вооруженных до зубов молодых людей, охранявших резиденцию президента Александра Лукашенко, обнимашками и цветами. И вдруг тысячи польских женщин заполнили улицы польских городов, заблокировали движение на дорогах и объявили «Марш на Варшаву!» с призывом оппозиции «Правительство в отставку!».
Бикфордов шнур, который привел к всепольскому общественному взрыву, оказался невероятно коротким. Группа депутатов Сейма с закоперщиками из партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС), которую на всех выборах поддерживает костел, а она старается воплощать нравоучения с амвона, обратилась в Конституционный суд (КС). Просьба была по-мужски конкретной: рассмотреть соответствие проблемы абортов статье 30 Конституции Польши, которая декларирует право на жизнь человеку начиная с момента зачатия. КС, в котором, кстати, из 15 судей только две женщины, прислушался к посылу и вынес 22 октября решение, по сути, запрещающее прерывать беременность независимо от причин патологии плода. «Ад для женщин. Вот что означает приговор политизированного Конституционного суда», – написала в Twitter вице-спикер Сейма Малгожата Кидава-Блоньская.
Очередная попытка ужесточения проведения в Польше абортов, и без того считающегося одним из самых суровых в мире, предпринята уже не в первый раз после 1993 года, когда был принят компромиссный закон «О планировании семьи, охране человеческого плода и условиях допустимости прерывания беременности». Он допускал аборт в случае вероятности необратимого нарушения развития плода. Причем тогда этот практический сугубо женский вопрос также решили в основном мужчины-теоретики.
В 2016 году депутаты Сейма попытались ужесточить закон и приняли в первом чтении законопроект, который полностью запрещал аборты и вводил уголовную ответственность – до пяти лет лишения свободы – для всех причастных к проведению аборта, включая врача и мать зачатого ребенка. Это отозвалось общенациональным протестом «Черный понедельник», когда более 100 тыс. поляков, одетых в черное, вышли на улицы десятков городов, требуя отмены законопроекта. На экстренном заседании Сейма законопроект был отклонен.
Нынешнее решение КС вызвало не прекращающиеся по сей день протесты по всей стране, которые выливаются в бурные демонстрации, призывы бойкотировать костелы, блокировку дорог и столкновения с полицией, получившей предписание «действовать, а не договариваться». Gazeta Wyborcza сообщила, что лидер ЗиС Ярослав Качиньский хотел, чтобы полиция признала забастовки женщин незаконными и разгоняла их с применением силы. Теперь дом, в котором он живет в столичном районе Жолибож, находится под усиленной охраной.
Но ящик Пандоры уже был открыт: организованные демонстрации противников ужесточения закона об абортах проходят помимо Варшавы в Кракове, Катовице, Вроцлаве, Кельце, Колобжеге и других городах. Созданный Консультационный совет общепольской забастовки женщин учел содержания таких плакатов, как «Мое тело – мой выбор» и «Церковь, вон из политики!», собрал «голоса с улиц» и свел их в общий список требований.
Кстати, в эти же дни депутатам удалось внести поправки и в закон о деятельности фармацевтов, согласно которому аптекари теперь могут по своему разумению, считая, как и католическая церковь, предохранение от беременности грехом, отказать в продаже всякого рода контрацептивов. Еще раньше врачи-гинекологи получили право на воздержание от операций, если они противоречат их убеждениям.
Участницы демонстраций блокируют движение на дорогах. Фото Reuters |
Польский философ, публицист и общественный деятель Винценты Лютославский, выступая в Калифорнийском университете в 1908 году, обратил внимание на то, как поляки чрезвычайно почитают женщин, что проявляется не только в религиозном культе Девы Марии, но и в отношении героинь с легендарных времен, таких как краковская принцесса Ванда, которая предпочла пожертвовать собой, чем выйти замуж по принуждению за немецкого князя Ритгера, или участница Ноябрьского восстания 1830–1831 годов Эмилия Плятер, чье имя носит сейчас улица в центре Варшавы. «Энтузиазм женщин в значительной степени укрепляет национальные чувства и способствует борьбе за независимость», – говорил профессор американским слушателям о польках и Польше, которой в то время не было на карте.
«Пилсудский, Дмовский, Падеревский? Давайте наконец перестанем делать вид, что только они боролись за Польшу. Если бы не женщины, у II Речи Посполитой не было бы шансов возникнуть», – утверждает портал Onet, рассказав на днях о 10 польках, без которых не было бы независимой Польши. Однако и III Речь Посполитая, как называют Польшу после 1989 года, отличилась знаковыми фигурами польских дам первой величины. Впервые три польки уже побывали на посту премьер-министра: Ханна Сухоцкая, Эва Копач, Беата Шидло. Восемь лет возглавляла Национальный банк Польши и до недавнего времени в течение 12 лет была мэром Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц. Сейчас спикером Сейма является Эльжбета Витек, экс-глава МВД.
Про таких можно сказать только «полька». Отнюдь не «полячка» – польские женщины, когда их так называют, воспринимают это с обидой, усматривая оттенок уничижительности. А вот именно «полька» звучит для них гордо и совсем не смущает, что так называется популярный танец и музыка к нему. Потому что полька – это не только быстрый по темпу танец, а еще и амбиции, которые воспринимаются как жизненный катализатор, а не обостренное самолюбие.
Что бы ни говорили про особый шарм полек и их врожденное умение себя подать, польские женщины всегда выделяются своей активностью, самостоятельностью и независимостью, хотя, кто хорошо знаком с польским бытом, знает, как они по-семейному заботливы. «Важно знать, чего ты хочешь в жизни», – сказала мне в одной из бесед неоспоримая красавица, первая дама польского кино Беата Тышкевич. Ее называли славянской Софи Лорен, ставили в один ряд с Роми Шнайдер и Анни Жирардо, но она осталась самой собой. На пани Беату засмотришься, даже когда она изящно держит сигарету. Заслушаешься, когда она о чем-то говорит. Трудно оторваться от ее эссе и книг, настолько они искренни и насыщены независимыми суждениями. Все, за что берется Беата Тышкевич, становится красивым, достойным. Как и ее жизнь. И не только на экране.
Современные польские женщины перестают воспринимать старый обычай целования руки как знак уважения и особого внимания. Польский МИД выпустил на разных языках, включая русский, путеводитель по стране для иностранцев. Есть в нем очень даже полезная глава «Что стоит и чего не стоит делать». Один из фрагментов касается польского кодекса поцелуев, который, по мнению авторов, размыт и либерален. Но вот сегодняшний взгляд на устоявшийся стереотип: «Если вы поцелуете женщине руку, некоторые могут счесть это старомодным рыцарским поведением, а другие воспримут как отвратительный и варварский жест». За такими «жестами» еще приходится иногда наблюдать и сожалеть, когда мужчины к тому же, якобы зная польскую традицию, не наклоняются к дамской руке, а тянут ее к своим губам. Есть много способов выразить свое преклонение польским женщинам. Главное – не переусердствовать.
Варшава-Москва
комментарии(0)