Квадроцикл – самое популярное средство передвижения на острове.
Открыл для себя новый вид туризма – посещение мест, где провел детство или где, к примеру, когда-то служил. Очень увлекательное мероприятие, между прочим. В этом году решили с братом побывать на Соловках, где жили в 60-х годах прошлого столетия. То есть более полувека назад. Вспомнить, так сказать, детство золотое...
Правда, не учли, что на Севере с тех пор теплее не стало. И первая же бабулька, увидев, в чем мы сошли с борта корабля на землю Соловецкую, с иронией заметила:
– Сынки, это же север. Тепло-тепло, а фуфаечку на плече держи...
Пришлось бежать на местный рынок (три стола с одной-единственной торговкой) и утепляться. Вообще-то на Соловках много чего в единственном числе: один продуктовый магазин, один промтоварный. Последний, кстати, расположен в бараке, где находилось управление Соловецким лагерем особого режима (СЛОН). Так что и прикупить что-то можешь, и к истории приобщиться.
История тут, естественно, на каждом шагу. Начиная с Соловецкого монастыря, который, правда, ныне весь в лесах – идет капитальная реставрация, так что все экспозиции пришлось или перенести в здания вне стен кремля, или же запихнуть в фонды музея-заповедника. Между прочим, наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря является архимандрит Порфирий. А в миру он Владимир Шутов – директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Очень удобное, согласитесь, двоевластие. Если, к примеру, что-то нужно передать от государства Церкви.
Соловецкий архипелаг – это более сотни островов. Из них пять (не считая Большого Соловецкого) – достаточно большие. Один из самых интересных в этой пятерке – Большой Заяцкий остров (1,5 кв. км). Точнее – это даже группа островов. Соловчане зовут их ласково – Зайки. Говорят, раньше тут было много зайцев, отсюда и название. По другой версии, острова названы по одному из видов беломорских тюленей – морскому зайцу. Главная достопримечательность Большого Заяцкого острова – невысокие (10–40 см, в диаметре от 5 до 25 м) каменные лабиринты, выложенные во II–I тысячелетии до н.э. Кто и зачем их сооружал, ученые спорят до сих пор. Экскурсовод даже предлагает туристам изложить свою теорию происхождения лабиринтов, которая, мол, обязательно будет рассмотрена на ученом совете. Мы с братом предположили, что лабиринты построили инопланетяне – они, наверное, были маленькие, так что прятались здесь от пронизывающего ветра (больше укрыться тут негде, растительность тундровая). Теперь ждем вердикта доцентов и академиков.
Монастырь привлекает не только паломников и туристов, но и художников. Фото автора |
В период Соловецких лагерей на Большом Заяцком острове действовал женский штрафной изолятор с суровым режимом. В него попадали главным образом за «половую распущенность». То есть условия для порочных женщин были куда хуже, чем для эсэров, меньшевиков и анархистов. Справедливости ради нужно отметить, что большевики лишь продолжили дело прежних властей: с середины XVI до конца XIX века Соловецкий монастырь был государственной тюрьмой. Тут находились в заточении, к примеру, игумен Троицкой лавры Артемий, царевич Касымовского ханства и земский царь Симеон Бекбулатович, летописец Смутного времени Авраамий, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский, глава Тайной канцелярии при Петре Первом граф Петр Толстой и другие. Так что тюрем на территории кремля было немало – Корожная, Головленкова, Сушиленная и т.д.
Что касается штрафных изоляторов во времена СЛОНа, то и их на островах хватало. Всех не перечислишь. К примеру, был такой и на Секирной горе, у подножия которой производились казни и массовые расстрелы политзаключенных. Особо популярен был такой вид расправы: человека привязывали к бревну и спускали по ступеням крутой лестницы Секирной горы (294 ступени). От человека оставался только кровавый мешок с костями. В 1929 году здесь побывал Максим Горький. Буревестник революции пообщался с заключенными и написал восторженные слова в книге отзывов, поблагодарив лагерное начальство за идеальный порядок.
Секирная гора – самая высокая точка Больших Соловков (74 м). А вот хутор Горка, где расположены Макарьевская пустынь и Ботанический сад, – значительно ниже. Здесь растут сибирский кедр, лиственница, множество цветов и плодоносящих культур. А монахи в прежние века выращивали здесь, в суровых северных условиях, виноград и персики. Согласно монастырскому преданию, в конце XIX века соловецкие монахи ездили на Памир, где встречались с далай-ламой, и привезли в подарок настоятелю бадан, сирень и другие растения. Здесь сохранилось и здание комендатуры чекистов. Любопытно, что всего в 100 метрах от нее на горе стоит Поклонный крест, установленный еще в 1905 году. Снесен он почему-то не был. «Как крест сохранился, – сказала нам экскурсовод, – только Бог знает».
Еще Большие Соловки знамениты озерно-канальной системой. Рек здесь нет, а озер – полно, около полутысячи. Так что монахи соединили девять озер каналами, по которым могли пройти лодки и небольшие паровые катера. Все каналы выложены валунами, поэтому, наверное, сохранились и до наших дней. Так что при желании, арендовав лодку, можно пройти по всем этим озерам.
Кстати, камнями и валунами здесь выложено все. Оно и понятно – многие тысячи лет назад острова накрыло сходящим ледником, имевшим толщину около 3 км. В том числе, как правило, камнями выложены дороги. И, похоже, лучше со времени нашего детства они не стали. Здесь порой даже японский джип не пройдет. Так что самое популярное средство транспорта на острове – квадроцикл. Население муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» (звучит-то как солидно!) – 989 человек. А приходится на них чуть ли не 200 квадроциклов и снегоходов. Тут за рулем квадроцикла можно увидеть и юную девушку, и монаха, и бабулю, которой явно за 60.
Благо что гаишников тут нет. Правда, жалуются местные жители, пару раз в год приезжают сотрудники ГИБДД с большой земли. План выполнить. Потому что тут у кого фара разбита, да и правила никто не соблюдает, а у кого еще какие проблемы. За день понавыписывают штрафов – и на рыбалку. А полицейских на острове всего двое. И делать им особо нечего. Потому что на острове никто не ворует. Нет, без мордобоя, конечно же, не обходится, но тут полиция не нужна. Ибо уже через десять минут драчуны опять вместе водку пьют...
А в том, что не воруют и воров не боятся, убедиться легко. В Филипповой пустыни, что в нескольких километрах от поселка, стоит домик святителя Филиппа, который был игуменом Соловецкого монастыря, а потом был избран митрополитом Московским, никакой охраны. Дверь в домик открыта. Виден кабинет с книгами и церковной утварью. А перед стеклянными внутренними дверями табличка: «Благодарим, что не любопытствуете».
А мы и не любопытствовали...