Национальные традиции на торжествах обязательны. Фото www.lulusvadba.ru
На днях из-за необходимости решить некоторые бытовые вопросы в будний день я задержался дома. Собственно, вопрос был один – я ждал газовщика, который накануне прикрепил к нашей двери грозное извещение, что если ему в течение трех дней не будет предоставлена возможность проникнуть в нашу квартиру и проверить соответствующие приборы, то, согласно постановлению правительства, нам закрутят вентиль – и мы останемся без газа.
Вообще-то в том, что сотрудники газовой конторы в год два раза наведываются в каждый дом с целью проверить исправность коммуникаций и приборов, нет ничего плохого. Это даже хорошо с точки зрения техники безопасности. Но весь вопрос в том, что эти газовщики – народ особый. Их словно штампуют в газовых конторах по характеру и общению с населением. Получив некоторую власть и в придачу прикрываясь постановлением правительства, они ведут себя высокомерно и чуть что готовы так испортить вам настроение, что мало не покажется. Вот и вчера моя супруга отказалась впустить газовщика к нам в квартиру.
– Я ему сказала, что он в этом году уже два раза проверял наши газовые приборы. Имеются ведь соответствующие записи в его журнале. А он мне в ответ: «Какая тебе разница, когда я приду с проверкой – в начале или в конце года». Я его не впустила еще и по той причине, что, как правило, он наведывается с проверкой накануне праздников. Понятно ведь почему – деньги нужны!
В нашей семье так заведено: мы – народ законопослушный и, как говорится, взяток не берем и никому не даем. Поэтому я решил дождаться зарвавшегося газовщика, чтобы культурно втолковать ему его права и обязанности.
Где-то к полудню раздался стук в дверь. У нас, конечно, имеется звонок. Но мы его выключили где-то лет семь назад, когда родился наш славный сынуля Исрафил. Квартира наша небольшая, и звонок этот мешал спокойному сну малыша. С той поры мы научились по стуку в дверь угадывать, кто есть кто.
Вот и на этот раз я определил, что стучится к нам не чужой, а наш сосед Ровшан. Мы с ним почти одногодки. Но в отличие от меня дети у него намного старше моего Исрафила. Дочь Ровшана, Наиля – девушка на выданье, а сын Рауф после института служит в армии.
Соседи они хорошие. Живут небогато, но и не бедствуют. Однако в последнее время, видимо, у Ровшана возникли какие-то проблемы – он часто стал занимать у меня деньги. Ходили слухи, что Наиля выходит замуж.
В дверях на самом деле стоял Ровшан. Перекинувшись традиционными словами приветствия, на мой вопросительный взгляд он несколько виноватым голосом сказал: «Тут такое дело, меня пригласили на свадьбу… Не мог бы ты одолжить мне до получки 50 манатов».
Я, конечно, дал ему денег. В отличие от некоторых других соседей Ровшан всегда возвращал долг. Судя по тому, что он занял 50 манатов, я предположил, что он на свадьбу пойдет один.
Когда жених и невеста приглашают, отказываться не только невежливо, но и накладно. Фото РИА Новости |
Приглашение – один из обязательных ритуалов современной азербайджанской свадьбы, которые проводятся в специально построенных для этих целей «Шадлыг еви» (Дом торжеств). Домом назвать их было бы неправильно, ибо это скорее всего дворцы, которые, как грибы, стали расти в годы независимости Азербайджана. В одном только Баку сегодня насчитывается более 300 «Шадлыг еви». Отличаются они друг от друга не только национальными и заморскими названиями, но и ценами, которые закладываются в меню на одного приглашенного. А варьируют они в пределах от 35 до 100 манатов (50–120 долл.). В зависимости от того, в какой дворец вас пригласили, вам предстоит подготовить соответствующую сумму, вложить купюру в конверт и, сопроводив его надписью с добрыми пожеланиями, опустить в специально установленную в вестибюле урну.
Может так случиться, что за месяц вас могут пригласить на несколько свадеб. Для современного азербайджанца – это, с одной стороны, признак того, что вас уважают. Однако с другой – это уважение требует и некоторых финансовых вложений, что, конечно, отражается на вашем семейном бюджете. Один из моих товарищей как-то вынужден был направить на эти цели весь месячный свой доход в 2000 долл.
– Сколько же приглашений ты получил? – спросил я у него.
– Ты не поверишь. Приглашений было четыре. Поскольку я пошел с супругой, то каждая такая свадьба обошлась мне в 500 долл., – ответил мой товарищ.
Эти затраты, хотя и привносят некоторую напряженность в семейный бюджет, тем не менее не являются невозвратными. Дело в том, что у вас тоже есть дети, и на их свадьбу вы позовете своих «свадебных должников», которые вернут вам как минимум инвестированную вами некогда сумму. Как правило, собранных денег хватает, чтобы покрыть расходы на свадьбу и даже остаться в прибыли. Но никто не застрахован от форс-мажора. Недавно в печати прошла информация, что один из жителей пригорода Баку подал в суд на группу людей. Оказалось, посетить свадьбу его сына проигнорировали более 80 приглашенных, и он не смог оплатить услуги дворца торжеств. Чем закончилась эта история, я не знаю. Но это нетипичное явление.
Вообще-то азербайджанская свадьба – это когда всего много! Много вкусной еды, много хорошей музыки, танцев и песен, много шуток и веселья и, конечно, много гостей! И нет гарантий, что на этой самой свадьбе вы не можете оказаться за одним столом с человеком, с которым когда-то пересеклись ваши пути. Среди этих людей может быть даже тот самый газовщик, которого, кстати, в тот день я так и не дождался. Может, он тоже был приглашен на свадьбу – ту самую, что и мой сосед Ровшан.