Педагога нередко лучше называть не просто учителем – человеком, который учит, – а знатоком детской души. Фото PhotoXPress.ru
Когда вечерами после школы я возвращалась домой, родители неодобрительно хмыкали – до чего дошла школа, так загружать детей уроками. Стоило прийти из школы чуть пораньше, фыркание повторялось, но уже по другому поводу – куда смотрят учителя и чему они могут научить за пару уроков. Парадокс в том, что учили меня по большей части те же педагоги, что и моих родителей, причем в одной и той же школе. Ведь живем мы в одном районе уже второе поколение. Но казалось, будут неистребимы опасения моих родителей, что дети окажутся недоучены, страх того, что педагоги потеряли квалификацию, а «школа уже не та», и прочие страшилки.Почти полвека развития российского образования я могу проследить по жизни своей семьи. Сначала «вечному и светлому» детей учила бабушка, познавшая все прелести работы в советской школе. Педагогов тогда чествовали, они были лидерами во многом – от общения с коллегами из соцстран до понимания «общественно-политической обстановки в мире», как тогда говорили. Однако в бытовом плане школьные учителя недалеко ушли от своих предшественников времен земства и жили весьма скромно, даже аскетично. Настроение поднимало разве что ежегодное вручение на праздники грамот и хрустальных ваз, которыми у нас до сих пор заставлен сервант. Учителя даже мне, ежедневно видевшей бабушку в несолидных бигудях, казались какими-то сверхчеловеками, которые должны быть честнее, умнее сограждан и могут подавать им пример во всем.
В 90-е бабушку в школе сменила я сама – уже в роли ученицы. Педагогов в это время хвалили уже гораздо реже, буквально несколько раз в году – 1 сентября, на День учителя и на выпускных балах. И в основном формально-бюрократическими словами. Само включение их в категорию бюджетников означало полупрезрительное отношение одних и жалостливое отношение других россиян. Педагоги, оставшиеся в профессии, или смирялись с бедствованием, или старались найти себе место в негосударственном лицее. Кто-то латал дыры в школьном бюджете за счет родителей, а кто-то за их же деньги и устраивал себе вполне комфортную жизнь. Но сложно было найти тогда человека, который хотел быть похожим на учителя…
Именно это время оставило нам несколько главных страшилок московской системы образования. Жители столицы боялись поборов в школах, не могли понять, как и чему детей могут учить нищие учителя, а особенно опасались резкого падения уровня знаний школьников. Позже, с демографическим ростом, к тем, чьим детям предстояло поступление в первый класс, пришла еще одна напасть – боязнь не устроить ребенка в школу.
Единственное, что есть хорошего в плохих временах, это то, что они всегда заканчиваются. Остались в прошлом и главные «школьные» страхи прошлого. Ведь в последние годы в Москве жизнь педагогов меняется. Уже десятилетие у них постепенно подрастает зарплата, и учителя с хорошей загрузкой постепенно превращаются в тот самый средний класс, о котором они с такой надеждой рассказывали ученикам в 90-е. Все чаще – небывалое раньше дело – педагоги отправляются в отпуск за границу. Сегодня на свою зарплату в 70 тыс. руб. хорошо занятый учитель может и приодеться, и купить путевку, и плох уже, например, тот учитель географии, который не повидал хоть какую-то страну, кроме нашей родной России. Лично мне географичка, встреченная на недавнем сборе выпускников, рассказывала, как, оказавшись в Греции, поражала местных жителей знанием местных городов, сведения о которых успела выучить за 20 лет виртуальных путешествий по страницам учебников. Родители же быстро привыкли, что учителя уже не уступают им по достатку и не нуждаются в регулярной подкормке коробками конфет.
Родителям проще бояться школы – им по крайней мере не нужно постоянно в нее ходить.
Фото с сайта www.mos.ru |
Важное отличие школы «бумажных» времен от школы современной, электронной эпохи – открытость ее кошелька. Родители, которые сдают деньги на нужды учебного заведения, могут также, не вставая с дивана, на школьном сайте отследить, куда пошли их финансы, как планируется потратить бюджетные деньги, и даже поучаствовать в их распределении. А ведь еще недавно родители любили посудачить по поводу того, как были потрачены их кровные – на покраску кабинета истории или на новое пальто классного руководителя. За расходами теперь можно следить, но кто готов вспомнить те времена, когда этой возможности не было…
Когда российские родители (те, что побогаче) начали отправлять за границу своих детей, главное, на что они надеялись, – дать им знания, которые помогут потом поступать в иностранные вузы и не затеряться в мире. Однако после возвращения таких ребят в Россию оказалось, что преимуществ у них так никаких и не появилось, разве что хорошее знание иностранного. При этом московские выпускники без особых проблем поступают в хорошие иностранные вузы, подтверждая, что уровень образования в Москве еще высок, даже несмотря на долгие и протяжные стоны тех, кто уже много лет оплакивал его.
Идеальной школа, конечно, не стала. У родителей уже есть и будут появляться новые страшилки. Теперь кто-то боится гендерного обучения, кто-то – странного сочетания платных и бесплатных курсов, я опасаюсь подготовки к современным тестовым экзаменам... Однако мне радостно, что школьные опасения моих родителей остались в прошлом, а с новыми страшилками в будущем мы справимся сами.