Безопасность Папы Римского в надежных руках.
Фото Reuters
«На Бога надейся, а сам не плошай» – таков, по-видимому, девиз Ватикана в том, что касается безопасности Папы Римского. Конечно, надо верить в промысел Божий, но нелишне иметь хорошо вооруженную и бдительную охрану. В Ватикане с января 2013 года будут усилены меры безопасности. Ожидается, что для прохода и перемещения внутри города-государства священнослужителям и светским служащим будет выдано новое удостоверение с микрочипом. Весь обмен документацией теперь будет отслеживать специалист по противодействию шпионажу, гражданка Словении Мития Лесковар. Такие меры приняты после раскрытия «дела воронов», то есть папского камердинера Паоло Габриэле и его помощников, которые похитили документы со стола Бенедикта XVI и передали их журналисту Джанлуиджи Нуцци.
Итак, сегодня папские силовики успешно ловят «воронов», разглашающих секреты Святого Престола. Они востребованы. Однако 40 лет тому назад силовые структуры Ватикана могли исчезнуть в водовороте общего реформаторского движения Католической Церкви, запущенного II Ватиканским Собором. В 1970 году Папа Павел VI (в миру Джованни Монтини) пришел к выводу, что полицейские и разведчики с «поддельными бородами» больше не нужны Святому Престолу, по крайней мере в той всепроникающей и инквизиторской форме, в которой они действовали до тех пор. Письмом на имя тогдашнего госсекретаря кардинала Жана Вийо Папа сообщил о своем решении распустить старинную жандармерию вкупе со всеми другими корпусами военного характера. Исключение составила швейцарская гвардия, «папская армия», сокращенная, однако, до размеров парадного полка, в котором сегодня состоит 118 человек.
Тем не менее Папа Монтини не был столь наивным и переложил задачи, связанные с безопасностью, судебными расследованиями и разведкой на новое ведомство, именуемое Центральным бюро охраны. Позднее, в 2002 году, при Иоанне Павле II, полицейскому ведомству было возвращено старое название «жандармерия», как бы для того, чтобы подчеркнуть необходимость иметь эффективную, бдительную структуру безопасности, круглосуточно занятую предотвращением и наказанием правонарушений, как при Папах – монархах Церковного государства, предшествовавшего объединению Италии.
Корпус жандармов сейчас насчитывает 200 человек. Редко когда можно видеть жандармов в их синей форме с кепкой, похожей на головной убор французских полицейских. Они предпочитают носить гражданскую одежду, быть незаметными, хотя они вездесущи во всех ситуациях, когда необходимо охранять Папу. Многие из них имеют за спиной карьеру в итальянских или иностранных спецслужбах, как нынешний командующий Доменико Джани, 50 лет, уроженец итальянского города Ареццо и, говорят, поклонник святого Франциска. Прежде чем перейти на службу в Ватикан, он был офицером Финансовой гвардии и SISDE (Служба информации и демократической безопасности), то есть контрразведки Италии.
Джани, рослый, лысоватый человек в очках, на публике всегда рядом с Понтификом, и его взгляд постоянно перебегает с Бенедикта XVI на людей, которые поочередно подходят к Папе. Это он вел расследования, приведшие к аресту Паоло Габриэле. По странному совпадению, последний выход на публику Габриэле состоялся именно в Ареццо, по случаю папского визита 13 мая: фотографии изображают бывшего дворецкого, сидящего в «папамобиле» с Бенедиктом XVI, между тем как Джани быстро шагает рядом с машиной, всегда начеку и готовый немедленно вступить в схватку.
«В дни, предшествующие прибытию Папы в один из итальянских городов, – объяснил офицер итальянских карабинеров, который сотрудничает с ватиканским корпусом жандармов, – некоторые ватиканские офицеры изучают маршрут и территорию, обсуждая меры безопасности вместе с префектом (представителем итальянского правительства), квестором (главой местной полиции) и местной верхушкой правоохранительных органов». Но в конечном итоге задачу безопасности Понтифика решает жандармерия. Работа органов безопасности Ватикана была удостоена высокой оценки Иоанна Павла II. Завершая свой последний отпуск, накануне смерти (в Ле-Комбе, в долине Аоста в 2004 году), Папа в прощальном послании написал, что выражает «огромную благодарность и вам, дорогие офицеры и сотрудники ватиканской жандармерии, всегда прилежные в исполнении вашего долга».
Доменико Джани (справа) всегда рядом с Понтификом. Фото Reuters |
Главная задача корпуса жандармов заключается в охране Папы. Они координируют свои действия также с полицией посещаемых Понтификом стран. Жандармы ведут также судебные расследования, как это было в случае с утечкой тайных документов, и это они делают с большим размахом. Папская полиция сотрудничает с Интерполом.
Недавно она была разделена на два специализированных корпуса, получивших названия «Группы быстрого вмешательства» (ГИР) и «Антисаботажа». Сам Святой Престол в официальном коммюнике разъяснил, что работа ГИР «направлена на противодействие возможным подрывным актам путем сбора и анализа информации». Кроме того, ГИР «выполняет задания непосредственного вмешательства в случае высокорисковых ситуаций», то есть в ситуациях вооруженного нападения на Папу или попытки его похитить.
«Антисаботаж» – это «особый контингент, состоящий из высокоспециализированных и натренированных элементов, снабженных инновационным технологическим оборудованием». Основная деятельность этих специалистов, периодически инструктируемых о «самых современных методах вмешательства», заключается в том, чтобы «опознавать и нейтрализовать угрозы или задействовать все меры безопасности в случае обнаружения посылок или подозрительных свертков». Они также «действуют как судебная и административная полиция, участвуя в следственной работе». За этими вычурными формулировками мерещатся дюжие «агенты 007». Но если вдуматься, нет ответа на вопрос: где и кем проводятся инструктаж и тренировка таких специалистов? Ведь у Ватикана нет ни тренировочных лагерей, ни военных полигонов...
В любом государстве, где действуют спецслужбы, которые раньше назывались секретными или тайными, рано или поздно возникают неприятные скандалы. Ватикан не исключение. В 1998 году Святой Престол стал свидетелем настоящей трагедии. Молодой сержант швейцарской гвардии Седрик Торней вошел в квартиру, где жил командующий папской «армией» Алоиз Эстерман и убил его из пистолета вместе с его женой Гладис Моса Ромеро, после чего совершил самоубийство. Дело было передано в ведение жандармерии, которая пришла к заключению, что Торней действовал под влиянием «внезапного приступа безумия». Между тем в кардинальских кругах, а также в органах итальянской полиции, которой не разрешили участвовать в расследовании дела, подозревали, что за убийством скрывались какие-то тайные махинации, которые следовало бы раскрыть. Однако покров молчания тут же опустился на эту и без того таинственную историю. Сегодня, на фоне происков «воронов» и новых интриг, припоминаются слова, произнесенные в 1972 году Папой Павлом VI: «Сквозь какую-то щель дым сатаны проник в Церковь».
Рим