Традиционные парусные лодки создают винтажную атмосферу.
Стать жертвой стереотипов легко. Особенно если летишь из «Внуково» на туристическом чартере в Хургаду. Воображение легко рисует картины однотипных отелей, хмельного угара по ночам и беспробудной дремы на раскаленном пляже днем. И все это, разумеется, присутствует и, разумеется, интересно не всем. Поэтому Египет, увы, приобрел у наших соотечественников имидж весьма специфического направления для отдыха.
Однако это именно стереотип, который мешает увидеть совсем другой Египет – страну, полную древностей, причудливых контрастов и сознания собственного достоинства. Этот Египет всего в трех часах от Хургады. Достаточно пересечь Восточную пустыню, чтобы попасть в долину Нила – совсем в другой, несуетливый мир.
Первая обязательная остановка на этом маршруте – Луксор, который по популярности и посещаемости легко может поспорить с пирамидами Гизы. На восточном берегу Нила – город живых с грандиозным храмом Амона Ра, циклопические пилоны и колоннады которого производят сильное впечатление даже на измученного строительным гигантизмом современного человека. На фоне этого величия вызывает улыбку рассказ о том, как древние владыки, теша свое сиюминутное тщеславие, методично уничтожали на постройках имена предшественников и гордо выбивали свои.
На западном берегу Нила, напротив Луксора, – город мертвых и памятники Долины царей, среди которых выделяется монументальный храм царицы Хатшепсут, древнеегипетской Екатерины Великой.
Российские туристы приезжают в Луксор на денек ради спринта по руинам с перерывом на обед. Однако потом они отправляются обратно к удовольствиям Хургады, так и не успев почувствовать атмосферу тысячекилометрового оазиса, по которому с неожиданной мощью несет свои воды Нил. Его долина – действительно оазис, ведь достаточно отдалиться от реки всего на пару километров, а то и меньше, и попадаешь в самую настоящую пустыню.
Отели в Луксоре совсем не похожи на туристические «деревни» на Красном море и имеют каждый свое лицо. Для любителей практически музейной старины и колониальной роскоши там найдется на набережной чопорный Winter Palace, где снимали часть эпизодов «Смерти на Ниле» Агаты Кристи.
В Луксоре туристов ждут не только древности, но и армия извозчиков. |
Впрочем, европейцы и, по слухам, аравийские шейхи нередко отдают предпочтение отелям-курортам, расположенным за пределами Луксора. Один из них занял целый остров-сад к югу от города. Его администрация гордится спокойной, расслабленной атмосферой, ради которой постоянные клиенты приезжают вновь и вновь. Купаться голышом в бассейне или шуметь категорически запрещено. Раньше для устрашения дебоширов был специальный крокодил, но недавно его забрали местные экологи.
Впрочем, менеджеры не забывают похвастаться и своим поваром, и частным зоопарком, и породистым верблюдом Рамзесом – любимцем детворы и даже взрослых постояльцев, балующих его специально припасенными вкусностями из ресторана.
Все это лишь приятные дополнения к главному – виду на Нил и полыхающему над ним закату, которым можно любоваться и из плетеного кресла на веранде номера, и прямо из бассейна. И почему-то все время кажется, что плывешь по реке на огромном лайнере, а за соседним столиком вот-вот появится Эркюль Пуаро и начнет с хитрым прищуром разглядывать публику.
Тут надо сказать пару слов про климат этой части страны. Верхний Египет любят не только европейцы, которые сбегают туда от зимних холодов. Теплый и сухой климат этой части страны ценят и сами египтяне. Во времена монархии зиму двор проводил на юге.
Если Луксор еще более-менее знаком нашим соотечественникам, то далее начинается terra incognita, куда попадают лишь самые охочие до египетских древностей.
Поездка из Луксора в Асуан сама по себе может превратиться в приключение. Если время позволяет, то лучше всего сделать это в традициях XIX века – на круизном лайнере, который неспешно, за четыре дня, доставит вас в столицу юга страны, к подножию высотной плотины, за которой начинается гигантское искусственное озеро Насер с его голубыми водами.
Если же время ограниченно или нет лишних 700 долл., можно воспользоваться железной дорогой или поехать на автобусе. В последнем случае будет возможность посмотреть на жизнь египетских крестьян. Дорога проходит через множество деревенек и маленьких городков. Шоссе щедро оборудовано лежачими полицейскими, поэтому автобус едет небыстро и можно хорошо разглядеть разномастные домики, тележки, запряженные ослами, пикапы с полным кузовом бананов и старательно разукрашенные тракторы «Беларус». Кое-где удается увидеть и настоящую архаику. Например, как на крошечном поле мальчишка-подросток изо всех сил налегает на деревянную соху, которую тащит его отец.
Обязательная часть программы визита на юг Египта – красочные нубийские танцы. Фото автора |
Несмотря на небогатый быт, простые египтяне приветливы, а туристические автобусы вызывают лишь сдержанное любопытство. Больше всего радуются дети и скучающие солдаты на КПП – и те и другие охотно машут руками и улыбаются.
Когда едешь на юг, заросли сахарного тростника сменяются банановыми и финиковыми рощами, а лица феллахов постепенно темнеют – рядом Нубия, а за ней и настоящая Африка. Но сначала Асуан.
Поначалу кажется, что в миллионном городе с развитой промышленностью и крайне оживленными улицами туристу делать нечего, но напротив центральной набережной, заставленной теплоходами, обнаруживается отель на тихом острове, к которому надо плыть на маленьком частном пароме.
И этот остров, оказывается, не единственный. За ним прячется другой, поменьше – с ботаническим садом, а к югу - еще целая вереница. Там же – пороги с бурными водоворотами, выступающими из воды горбами гранитных скал и заповедником для птиц. А на другом берегу горы чистейшего песка. Причем его здесь вовсю используют для лечения или спа-процедур, закапывая по шейку жаждущих красоты и здоровья туристов. Сколько стоит потом откопаться – секрет фирмы.
Главный аттракцион в Асуане – это катание по реке к порогам. Особый шик – сделать это на закате на парусной фелюге в обнимку с девушкой, ну а если девушки под рукой нет, то сгодится и более прозаичная моторная лодка, благо там можно устроиться в кресле прямо на крыше. Тогда будет видно и все разнообразие птиц, населяющих эти места, и водяные буйволы на островках, а ветви деревьев в особо узких протоках будут скользить прямо по лицу.
Путешественники приезжают в Асуан, конечно, не только ради порогов. Их прежде всего интересуют древние храмы, многие из которых пришлось распиливать на куски и передвигать, чтобы спасти от затопления после постройки плотины. Однако эти чудеса Египта достойны отдельного рассказа.
На прощание местные отельеры устроили нашей группе неспешный обед в саду у реки. Они сетовали, что после революции поток туристов, приезжающих в Верхний Египет из западных стран, заметно сократился, прямо говорили, что готовы обсуждать цены, и выражали надежду, что русские, способствовавшие подъему Асуана в 60-е годы прошлого века, вернутся туда в качестве долгожданных гостей.