Одна из улиц превратилась в кусочек Дикого Запада с ковбоями и индейскими вигвамами.
Если вы мечтаете в отпуске выспаться, то в Барселону в этом случае ехать не стоит. Полный туристами город на средиземноморском берегу шумит и развлекается до зари, лишая сна самих барселонцев. На улицах повсюду стоят плакаты, взывающие к совести отдыхающих: «Шшш, соседи спят...»
Однако бывают времена, когда и сами барселонцы не прочь повеселиться. На конец августа приходятся два любимых в городе уличных фестиваля. Оба имеют поводом католические праздники: Festes de Sant Roc посвящен Святому Роху, а Festa Major de Gracia проводится в честь Успения Богородицы. Но оба напоминают скорее языческие действа.
Особенно громко и весело празднуется Festa Major de Gracia, который проводится в одном из самых уютных районов Барселоны – Грасии (в этом году фестиваль проходил уже в 196-й раз!). Каждый год в августе жители этого района оставляют все свои дела, но не для того, чтобы уехать в отпуск, как поступают остальные барселонцы, а чтобы основательно потрудиться. Дело в том, что в рамках фестиваля проходит конкурс на самую необычную улицу, и местные жители бросают все свои силы, чтобы превзойти соседей. Причем делают это с такой невероятной фантазией, так что на несколько дней узкие улочки, засаженные апельсиновыми деревьями, превращаются в сказочные джунгли.
Нынешний конкурс – это 18 творческих проектов, один другого веселее. Так, одна из улиц в августовскую жару покрылась снегом и превратилась в кусочек Южного Полюса с ледяным иглу, пингвинами, большим белым медведем, прыскающим водой китом и, конечно, семейкой эскимосов. Соседний переулок был переделан в форт Дикого Запада (он, кстати, получил звание самого красивого). Ковбойский салун, в котором щедро наливали за барной стойкой и плясали под развеселую кантри-музыку, индейские вигвамы, кактусы, горные орлы и самый настоящий шериф на самой настоящей лошади. Еще одна улица оказалась сказочной страной с порхающими феями и мотыльками, легкими прозрачными гирляндами, облачками и светящимися фонариками. Была улица, украшенная на тему «Звездных войн», улица с гигантскими женскими ножками и возможностью заглянуть под пышные юбки, улица кубиков-рубиков, улица мороженого, улица, превратившаяся в балаган с кабинетом гадалки и человеком-снарядом.
Была на конкурсе и улица моды с огромной швейной машинкой, парящими в воздухе гигантскими ножницами, булавками, пуговицами и утюгом. На ней представили целую коллекцию необычной одежды. Так, для создания одного из вечерних платьев были использованы 1854 капсулы для кофе-машины, для другого пришлось съесть 924 карамельные конфеты (платье было сделано из фантиков). Ну а венчающее коллекцию подвенечное платье завораживало роскошным шлейфом из рулонов туалетной бумаги. Использование этих подручных материалов – вообще основа праздника. Кактусы тут сделаны из алюминиевых банок, снежинки связаны крючком, в цветы превратились обычные пластиковые бутылки, а вигвамы получились из больших пляжных зонтов.
Башни из людей – один из непременных атрибутов каталонского праздника. Фото автора |
Разумеется, каждая улица имеет свою программу – где-то играют оркестры, где-то поют и танцуют, где-то проводят веселые конкурсы и мастер-классы (и везде наливают и кормят), но главным торжеством ежегодно становится парад. И вот именно здесь понимаешь, что синонимом каталонского праздника может быть только одно слово – шум. Идут барабанщики, взрывая округу быстрыми ритмами. Их поддерживают волынщики, громкими звуками подготавливая зрителя к следующим участникам. Ведь дальше шествует целая шеренга так называемых trabucaires – стрелков с мушкетами, по очереди с неимоверным грохотом палящих вверх, так что улица мгновенно заполняется дымом. Но даже и это еще не кульминация – важнейшей частью любого каталонского праздника является Correfoc, Пробег огня, шествие дьяволов, огнедышащих драконов и ящеров (в том числе по мотивам знаменитой скульптуры Гауди), сверкающий огнями и пронзительно визжащий петардами парад нечистой силы. Наверное, самая зрелищная, но и небезопасная часть фестиваля, недаром в переулках притаилось несколько машин «скорой помощи». Впрочем, самые смелые от дьяволов как раз не шарахались, а стремились пробежаться под огненным дождиком.
Ну и, конечно, как на параде, так и на других важных мероприятиях фестиваля обязательно присутствовали так называемые Гиганты – куклы выше человеческого роста, традиционные для Каталонии. Этих кукол имеет каждый городок или район большого города, их делают в специальных мастерских, возят в гости к соседям и очень ими гордятся. Бывают они до 4 метров в высоту, а весят по 50 кг, которые должен нести на себе живой человек.
Но ладно куклы, некоторым приходится носить людей, причем целыми группами. Непременный атрибут большого каталонского праздника – человеческие башни, castelle. На протяжении двух столетий многочисленные группы кастельеров соревнуются в этом необычном искусстве. Восходит оно к тактике осад крепостных башен, но сегодня превратилось в любительский спорт.
На площади – плотная толпа. «Ну и что за примитивная акробатика? – ворчит недалеко от меня соотечественник, когда сквозь толпу начинает пробираться маленькая башенка из трех человек. – Вот каталонцам только повод для праздника дай». Но он очень быстро берет свои слова обратно: команда начинает собирать сложные фигуры. Звучит традиционный рожок, означающий начало постройки. Башня растет на глазах – первый уровень, второй, третий... Стремительно на верхушку карабкается малышка лет шести в каске. Секунда – и взмах детской руки на вершине дает сигнал к столь же стремительному разбору башни. Две первые команды встречены бурными аплодисментами, очередь за третьей. Башня близится к своему завершению, но вдруг начинает дрожать. Испуг виден в глазах самих кастельеров, испуг растекается и по толпе. Напряжение растет, а башня все строится и дрожит. Кастельеры других команд бросаются укрепить основание, в толпе начинают плакать дети. «Она сейчас упадет, упадет» – ошарашенно твердит мой соотечественник. Чувства невероятные: от восхищения человеческой силой и волей до почти паники – падать-то они будут в толпу...
Но никто не упал. После традиционного взмаха на вершине, башню быстро разобрали. Кастельеров нижнего ряда выносили на руках вспотевшими и раскрасневшимися, но гордыми. Сильные чувства – это то, что наверное определяет всю каталонскую культуру, недаром именно она родила и Дали, и Пикассо, и Миро, и Гауди, экспрессивных и по-каталонски ярких. А жаркое августовское солнце еще больше способствует таким вот эмоциональным и веселым праздникам.