0
2676
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.08.2012 00:00:00

Куй железо, пока оладьи не остыли

Дарья Курдюкова.
Корреспондент отдела культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова - обозреватель отдела культуры "Независимой газеты".

Тэги: выставка, аня желудь


выставка, аня желудь Воображаемый мир художницы.
Фото предоставлено Gridchinhall

Читая сообщение о «Последней выставке» Ани Желудь, открывшейся в галерее недалеко от Москвы в Gridchinhall, начинаешь волноваться: как же так, ведь она – одна из самых перспективных наших молодых художников. В 2009-м ее позвали в главный проект Венецианской биеннале, два года спустя она получила «Инновацию» в категории «Новая генерация». Это художница со своим почерком, но почерком этим она пишет не только картины, им выписывает и объекты из железных прутьев. Но… «У каждого художника бывает первая выставка. Каждая следующая – последняя. Мы говорим: «Моя последняя выставка была там-то», – пишет Желудь, ставя все с головы на ноги, а может, с ног на голову – художники ведь вправе перевернуть привычные представления о миропорядке.

Дом, который построила Аня Желудковская (к ней мы давно привыкли как к Ане Желудь), под завязку забит работами, но выглядит постмодернистским кунштюком – ведь мирок-то получился проницаемый, практически кружевной на просвет. Кружево тут – фирменные железки Желудь. Коваными остовами вздымаются какие-то шкафы, посреди комнаты стоит напоминающий рабочее место йога «Гарнитур», взъерошенный похожими на гвозди прутьями, а на полу – «Паркет, который встал дыбом», образовав не лишенную изящества геометрическую решетку. На крыльце – силуэт елки с игрушками, будто жирным фломастером проведенный, но на самом деле выкованный из металла и превратившийся в круглую скульптуру. Внутри на стене – абрис «Хаммера». Такие объекты нашли бы, пожалуй, место под солнцем дизайна, если бы не принципиальная разница. Дизайн – упаковка функции, она не проецирует в космос размышления. Вещи Желудь метафоричны. Пространство внешнее и внутреннее постоянно меняются местами, нарочитая материальность работ тем не менее лишена объема, и их значение, как между строк, прочитывается между гранями объектов. Это мир, вывернувшийся наизнанку, и одновременно мы, попавшие внутрь.

Тут мир рассуждений (или даже мечтаний), витающих в воздухе эдакими эскизами, воплотившимися в искусстве («что нам стоит дом построить») или превратившимися в навязчивую идею, как гарнитур. Стройка закончившаяся и неоконченная – как символ завязки нового действа. Подобную акцию в прошлом году в Открытой галерее устроил Андрей Кузькин, замуровав свои вещи, работы в том числе, в ящики на 29 лет. Со своим прошлым Кузькин распрощался под лозунгом «Все впереди!». А весной и сама Аня Желудь уже стала расставаться с отягощающим мастерскую ненужным творческим грузом, начав с картин, которые показывала и дарила в фонде «Эра» под вывеской «Отдам в хорошие руки». Наконец, в сентябре в Мультимедиа Арт Музее группа Electroboutique обещает нам «Реквием» с рубежной припиской «Последняя выставка». Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин из арт-группы переквалифицируются в фонд поддержки современного искусства.

Для Ани Желудь завершенный этап – работы, стянутые в одну точку с прежних выставок: паркет, например, показывали в вологодской галерее «Красный мост». Написанные на досках предметы обихода вроде стиральной машины – из серии «Аня Желудь в Русском музее». Когда в 2009-м в Питере готовили выставку чтимого Желудь Арона Буха, она и сама решила проникнуть в храм искусств, расписав ящики, в которых везли картины. Шутка удалась – тогда из них сделали временную экспозицию, а спустя некоторое время ГРМ купил работы художницы, правда, другие. Наконец, свешивающиеся с потолка металлическими снопами «Коммуникации» видели в основном проекте 53-й Венецианской биеннале. Остроумная визуализация общения, как гром средь ясного неба, завершается вопросом о возможности разговора: пучки проводов оборваны, да и сама проволока – штука косная.


Что не пригодилось – сгорит в огне...
Фото предоставлено Gridchinhall

Границы личного и общественного пространства, того, является ли еще частным миром показанное на выставке (даже если это воспроизводящая обстановку питерской квартиры художницы инсталляция «Музей меня», показанная в 2007-м на АРТСтрелке), – одна из магистральных у Желудь тем. Собственно, и нынешний проект об этом. Дело в том, что работы сюда она привезла из своей подмосковной мастерской, где этот старый багаж уже не оставляет места делать что-нибудь новое. А в мастерской в деревне Аринине, что в Раменском районе, Желудь откроет галерею «Обочина». Говорит, осенью планирует экспонировать там художников из трех галерей Винзавода, перепрофилировавшихся под гнетом тяжкого состояния арт-рынка в некоммерческие институции, – попросит у творцов по маленькой работе и покажет тех, что остались теперь вроде как на «Обочине». Причем нынешний проект тоже не без юмора испытывает на прочность рыночную модель. Чтобы избавиться от старых работ и обустроить галерею, Желудь свои произведения продает, предполагая и денежный, и вроде как немодный в современном искусстве натуральный (грузоперевозки, краска, половая доска…) обмен. Не продается, как и прежде, только вдохновение – замещающий в зале художника манекен «Художественное тело».

Около века назад близкая художникам-экспрессионистам Марианна Веревкина не без торжественности называла искусство «искрой, высеченной трением индивида о жизнь». Велеречивости Желудь чурается, а вот насчет искры – да, ведь ее объекты получаются из сопротивления металлу. Сопротивления, как и металла, жесткого, упругого. Вообще-то она занимается почти что графикой, только монументальной, и контуры выводит не карандашом, а железными прутьями. Каркасы остались отпечатками, остовами идей, символами эфемерности искусства. Но у них есть внутренний стержень. В этом гуманизм ее творчества.

Впрочем, до всего этого самой Желудь как бы и нет дела – на вернисаже она возилась у плиты на втором этаже, угощая оладьями со сметаной и вареньем. Дом, который построила Аня Желудь, тотальной инсталляцией уместился в доме, который построил Сергей Гридчин. Несколько лет назад он купил участок в 25 соток в Красногорском районе – лет за 500 до того здесь, по селу Дмитровское, проходила царская дорога на Звенигород. Сегодня бежит Ильинское шоссе и местная улица Центральная. Сперва на участке стояла изба-пятистенка, нутро ее Гридчин оставил (только пятую стену снес), а снаружи произвел upgrade.

Года три назад решили на такой вот даче открыть еще и выставочный зал – возводили, говорят, без определенного плана, можно сказать, по наитию. Получилось весьма просторное пространство, прорезанное окнами и соответственно пронизанное дневным светом. Визитная карточка Gridchinhall – красные деревянные человечки группы Pрrofessors (Андрей Люблинский, Мария Заборовская), один такой сидит на крыше и служит маяком для гостей. Впрочем, затеи с современным искусством не всем по душе не только в Перми. Когда одного из «армии» красного арт-воинства поселили на берегу Истры, местные жители такого соседства не востерпели и скульптуру низвергли. Но на участке Гридчина пока все мирно. С одной стороны, жилой дом, он же арт-резиденция, где делают проекты художники, с другой – выставочный зал с запасником работ прошлых выставок, эдаким складом-галереей. С одной стороны, актуальное искусство, с другой – в загоне декоративные куры-петухи всех мастей да всякие щипцы-клещи, результаты археологических «раскопок», того, что было найдено при строительстве. Вполне вероятно, прежде здесь была кузница – сейчас, в общем, тоже. Только кует contemporary art.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
473
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2186
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1425
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1061

Другие новости