Николай Полисский велеречивости предпочитает иронию.
Фото автора
Прямо за «Границами Империи» открывается «Вселенский разум». Нет, пожалуй, начать надо с другого. На Воробьевых горах, откуда когда-то улетал Воланд, позднесоветское время надеялось утвердить торжество разума, поставив сиять медным колором здание президиума Академии наук. Народ быстро спустил его с небес на землю, поименовав «Золотыми мозгами». Вести о финансировании науки последнее время поступают, увы, самые тревожные, но мозги неприступно сверкают. Словом, свет разума льют. А в деревне Никола-Ленивец, что прописалась в Калужской области, ленд-артист Николай Полисский три года трудился над самой большой своей инсталляцией, которая называется «Вселенский разум». И вот, показал народу. Может, и не задумывал он делать такой вот «ответ» – да сложно не вспомнить – не сравнить.
Никола-Ленивец – не ближний свет, езды до него часа три-четыре. Но запыленные городские мозги любят туда наведаться. С недавних пор «Вселенский разум» Полисского первым встречает вновь прибывших, распластавшись возле «Границ Империи», верстовых столбов из неровных древесных стволов с птицами (имперские пернатые тоже, конечно, деревянные и с шероховатостью, помнящей рукотворность и позабывшей пафос). «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря», – Полисский и выбрал отдаленное местечко, когда много лет назад вместе с местными жителями, такой почти арт-коммуной, вместе они стали делать ленд-, эко-, site specific art (можно присовокупить сюда еще пару терминов, но ни сути, ни эмоционального ощущения это не изменит). Моря своего тут как не было, так и нет, есть зато река Угра, тоже связанная с новым витком свободы. В 1480-м на Угре «стояли» ордынский хан Ахмат да московский князь Иван III. История записала это на скрижали «стоянием на Угре», имея в виду противостояние, сбросившее оковы ига. Ну, дела давние и хрестоматийные. С 2004-го на Угре красуется гигантский, но с кружевным изяществом сплетенный Полисским «Маяк», монументальной виньеткой вписан он в речную излучину. Имперскую тему Полисский, кстати, отрабатывал не только тут, в Перми высятся его «Пермские ворота», из досок и бревен сформованная триумфальная арка, тоже низвергающая одиозность любой имперской символики на уровень простой рукотворности, прикосновения отдельно взятого человека. Закрались опасения у неравнодушных людей, что при новых местных властях современному искусству в Перми будет уже не так вольготно и что, в частности, может, и арке не сдобровать – но, к счастью, высится она на прежнем месте.
А местный, калужский, но «Вселенский разум», будто обыгрывая «подавление интеллектом, мощью», впечатляет масштабом. К деревянной полусфере с роящимися извилинами (все мысли – на свободе) ведет аллея таких… не то ракет, не то обелисков… каких-то деревянно-чешуйчатых не то кукурузных початков (опять насмешничает), не то радаров-антенн, принимающих космические сигналы и возвращающих туда собственные мысли. Самому крупному из созданных дядей Колей, как зовут Полисского свои (и не свои иногда тоже), объектов потребовалось около гектара площади. Длина извилин, сделанных из маленьких деревянных брусков – километров шесть, а весит мозг тонн двадцать. И делали, как полагается, вместе с местными. Если брать виртуально, «Разум» встроился в ряд «научных» инсталляций Полисского, который в 2008-м открыл «Большой адронный коллайдер» – но здесь его нет. Вернее, если теперь уж коллайдер делать звеном творчества никола-ленивецкого умельца, то остаток сооружения стоит возле «Разума». Все, получается, в жизни закольцовано…
Можно внутри «Разума» даже погулять – мыслей чужих здесь, к счастью, не прочесть, но находиться внутри «курчавой головы», как прозвал ее не любящий велеречивости автор, приятно. В деревянных извилинах гуляет ветер, спасая от июльской духоты. Полисский говорит, был бы эзотериком, поставил бы здесь кровать. Ну, по части эзотерики есть в нашем актуальном искусстве свой мастер – кто знает, может, Олег Кулик и устроит тут когда-нибудь перформанс-медитацию.
Вообще-то предполагалось добавить «Разума» Сочи – к грядущей Олимпиаде. Поставить в Парке искусств вместе с опусами других творцов, среди которых, говорят, есть и объект кинетиста Вячеслава Колейчука. Но пока, как часто у нас бывает, предложение и не опровергают, и не подтверждают – насчет перевоза молчат…
Свободные мысли роятся на просторах Никола-Ленивца. Фото Алана Воуба предоставлено организаторами |
Никола-Ленивец – место привычное, но все-таки необычное. Сколько ни ездят туда, добравшись наконец до указателя на деревню, после которого нужно некоторое время еще ехать, – так вот потом чуть ли не на каждом повороте кто-нибудь в автобусе всплеснет руками: «Вот сюда, здесь». А мы едем и едем, пока не обозначат границы империи Полисского (такого близкого по тематике и такого далекого ему по духу слова) его монументальные деревяшки, а чуть погодя, посреди огромного поля – поставленная во время одного из фестивалей ленд-арта «Архстояние» «Ротонда» Александра Бродского с открытыми всем ветрам старенькими разномастными дверями. Как ни странно, за столько лет сюда не провели хорошей дороги, но машины-автобусы регулярно взбивают пыль и по проселочной, чтобы глотнуть потом местного воздуха.
***
Деревня благодаря Полисскому стала брендом. В 2006-м он придумал сделать «Архстояние» (новорожденный фестиваль был еще относительно маленьким – 3–5 га, за шесть лет площадь земель, освоенных разными активностями вокруг деревни, выросла до 120 га). Сейчас его собственные объекты уже воспринимаются отдельно от фестивальной истории, от которой и сам он, похоже, несколько дистанцировался, даже нынешняя презентация «Вселенского разума» прошла до фестивальной суеты.
Но если брать Никола-Ленивец как общий знаменатель, общую почву, то на прославившейся усилиями Полисского земле начинаются и другие истории, отдельные от художника. С этого года стартует программа арт-резиденций, на место будут съезжаться художники, архитекторы, люди театра, хотят звать антропологов и социологов. Если получится создать что-то органичное специфике места, будет, наверное, интересно. Программа на этот сезон уже есть, но работает система в тестовом режиме – собирают мнения, чтобы по ходу дела написать сценарий будущей активности на ближайшие годы. Если арт-резиденции здесь закрепятся, конечно, нужна будет другая инфраструктура – кемпингом не обойтись. Но и гостиницы к здешнему колориту никак не применимы, это понимают и в будущем году объявят открытый конкурс. Насколько можно понять, сейчас у организаторов есть два дома в деревне Кольцово и Звизжи, как дело пойдет дальше, пока неизвестно.
Зато известно, что, вернувшись к тому, ради чего ехали, к существующим в своем измерении и своем ритме затеям Полисского, на краю деревни вы найдете деревянных оленей, кабанов и тут же не обработанные еще бревна «на ножках», из которых потом тоже появится вся эта живность. В лесу набредете на «Городище» – когда-то там жили балты, после вятичи – а недавно Полисский сделал эдакий жертвенник с пронзенными стрелами оленями, выглядывающими из кустов, свешивающимися у вас над головой – разумеется, снова деревянными. Мы приехали посмотреть их на следующий после ночи на Ивана Купалу день, рядом обосновались похожие на шаманов музыканты. Жарко было и душно, да к тому же – «лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». Озвучили они свои послания, а мы пока пошли дальше. И вдруг полил дождь. С неподвижных животных капала вода, а потом на их боках заиграло солнце. Природа, в которую вписал Полисский свое искусство, его принимает. Искусство это соразмерно местному неспешному ритму жизни и ее интонации.
Никола-Ленивец–Москва