0
2541
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.01.2012 00:00:00

Наедине с Богом и нищетой

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский политолог и журналист.

Тэги: италия, священник


италия, священник Как любить ближнего, если рядом никого нет?
Фото Reuters

Католический священник проходит по жизни в одиночестве. Обязательный характер целибата, то есть безбрачия для всего духовенства, как «черного», так и «белого», обрекает его на существование без семьи – без жены и без детей. Родители и родственники священника не заменяют ему полноценную семью: рано или поздно они дряхлеют, братья и сестры живут своей жизнью.

В практическом смысле клирик зависит от помощи домработницы, которая должна готовить, стирать, гладить, приводить дом в порядок. В прошлом бывало, что священник завязывал с домработницей сердечные отношения. Этому положил конец, по крайней мере – теоретически, антипротестантский Тридентский Собор (Tridentum по-латыни), состоявшийся в североитальянском городе Тренто во второй половине XVI века. Он постановил, что помощнице священника полагается быть не моложе 40 лет, поскольку в те далекие времена сорокалетняя женщина уже была старухой и никого не могла соблазнить. Образ домработницы священника нашел свое отражение и в литературе. В Италии таких женщин называют нарицательным perpetua, по имени Перпетуа, служанки священника дона Аббондио в романе «Обрученные» («I promessi sposi») самого знаменитого итальянского прозаика XIX века Алессандро Мандзони.

Как бы то ни было, но время неумолимо течет, и священник достигает преклонных лет, что часто сопровождается болезнями и немощью. Ввиду растущего секуляризма численность католических священников в Европе постоянно снижается. В крупнейшей епархии Италии – Миланской – в настоящее время насчитывается 5286 священников, чей средний возраст приближается к 60 годам, и проявляется тенденция к его повышению.

Если не считать некоторых исключений, то это люди, пожертвовавшие своим благополучием и личным счастьем ради ближнего. И вот под конец своего земного пути они оказываются на грани не только одиночества, к которому готовы с момента рукоположения, но и бедности. В Италии еще несколько лет тому назад жалованье (congrua, буквально – «достаток») священникам выплачивалось государством на основе ревальвированной стоимости церковного имущества, которое Итальянское Королевство изъяло у Папского государства в 1871 году. Условия оплаты этого жалованья оговаривались в конкордате между Италией и Ватиканом от 1929 года. Теперь это уже не так: итальянская казна больше ничего не должна Ватикану. При каждой епархии под руководством архиерея установлен «Институт для пропитания духовенства», который получает средства из трех источников: подаяния верующих, 0,8 % от налогов, которые итальянская казна отчисляет Церкви, и прибылей епархии. Следует отметить, что подаяния постоянно снижаются (глобальный кризис!), и в конце концов рядовой священник получает в среднем 785 евро, а епископ – 1200–1400 евро в месяц, что, конечно, не позволяет вести роскошную жизнь.

Особенно трудно складывается жизнь католического священника в момент ухода на покой. В отличие от прошлых времен найти сиделок, которые бы присматривали за престарелым и немощным священником, довольно сложно. То одиночество, которое преследовало священника всю жизнь, становится особенно острым и жгучим, и при этом не помогает никакой призыв думать о вечности и о Божьей милости. Положение престарелых и больных священников стало предметом исследования под названием «Старость, которую я бы хотел», проведенного Епископской конференцией Ломбардии (область, главным городом которой является Милан) и миланским Католическим университетом Святого Сердца. На презентацию этого исследования прибыли также бывший архиепископ Миланский Диониджи Теттаманци и член Совета областного управления по делам семьи Джулио Боскальи. «Проблематика старения священников – часть более широкой проблематики старения ломбардского и итальянского населения. Эта проблематика представляет собой один из крупнейших вызовов этих лет и требует перестройки нынешней системы социальной помощи», – объяснил Боскальи.

Традиционно в распоряжении старых и больных священников есть так называемые дома духовенства, которые когда-то содержались исключительно на средства епархий, а сегодня включены в общую систему социального обеспечения и получают субсидии от государства из средств общего налогообложения. Единственная особенность, которая отличает дома духовенства, – это их преимущественная ориентация на принцип общины, на принцип совместной жизни и совместной молитвы. Иными словами, предпринимается попытка создать для жильцов «семейную» атмосферу, замещающую семью, которую священники никогда не знали. Сегодня в Ломбардии живут свыше 900 тыс. человек старше 75 лет, и каждый год эта цифра увеличивается на 30 тыс. Помощь престарелым и больным священникам вписывается в эту общую демографическую картину.

Кто-то обращает внимание на то, что Ватикан, обладающий несметными богатствами, относительно мало делает для облегчения участи старых и больных священников. Чаще всего уходом за гостями в домах духовенства занимаются волонтеры. Есть женские монашеские ордены, которые обслуживают дома престарелых для священников. Один из таких орденов носит название Конгрегация Пресвятых Сердец Иисуса и Марии и работает в ряде стран, включая Италию. Под эгидой этого ордена, например, находится дом священников в городе Фучеккьо в Тоскане, недалеко от Флоренции. Это уютное учреждение, в котором имеется 60 комнат. Здесь в состоянии обеспечить жильцам комфортабельную жизнь и социально-медицинскую помощь на хорошем уровне благодаря сотрудничеству с поликлиникой имени Джемелли в Риме.

Но в общем и целом положение престарелых священников не из легких. Этой тематике посвятил ряд статей журналист Джузеппе Турри в католическом еженедельнике Famiglia Cristiana («Христианская семья»). «Бывают, – пишет автор, – разные случаи: престарелый священник живет либо с каким-то родственником, либо пользуется услугами волонтеров, либо живет в доме духовенства, либо, в исключительных случаях, в доме для престарелых на общих основаниях... У меня была возможность, – продолжает журналист, – посетить дома отдыха для священников и встретить также некоторых из них, живущих наедине. При всей моей доброй настроенности я не получил ободряющее впечатление. Кроме недугов, все менее ясного ума, прогрессирующей глухоты я видел, что они одиноки, потому что никто больше не заботится о том духовном свете, который они еще носят в себе».

Проблема становится все более острой с течением времени, потому что большинство священников уже стары, и с увеличением продолжительности жизни, характерным для развитых обществ, число престарелых священнослужителей, одиноких и беспризорных, будет только расти.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
758
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2504
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1692
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1310

Другие новости