Дерби «Селтик» – «Глазго Рейнджерс»: стиль жесткий что в игре, что в жизни.
Фото Reuters
Рассматривая фото маршей протеста католиков в североирландском Ольстере, легко разглядеть в толпе агрессивно настроенной молодежи парней в футболках с горизонтальными зелено-белыми полосами. Это цвета футбольного клуба «Селтик» из шотландского Глазго. Клуба, который с момента своего основания в конце XIX века ассоциировался с ирландцами и католиками.
В самой Шотландии, приходя на стадион, болельщики «Селтика» вывешивают не шотландский Андреевский крест и уж тем более не британский «Юнион джек», а ирландский триколор. Полицейские кордоны отделяют сектора болельщиков «Селтика» от секторов их заклятых врагов – болельщиков «Глазго Рейнджерс», сыплющих оскорбления в адрес «папистов» и «немытых ирландских собак».
То, что происходит на трибунах во время матчей «Старой фирмы» (так в Шотландии называют противостояние «Селтика» и «Рейнджерс»), для Северной Ирландии – реалии повседневной жизни. Католики и сепаратисты ведут здесь непрекращающуюся борьбу против протестантов и лоялистов (сторонников британского единства).
Именно поэтому многие североирландцы болеют за «Селтик». Матч «Селтик» – «Глазго Рейнджерс» – символ этноконфессионального конфликта, беспокойного вулкана, на котором живет Великобритания.
Шотландия XVIII–XIX веков была территорией победившей Реформации. Глазго, где впоследствии развернется противостояние «Старой фирмы», ненавидел католиков. В 1790 году, по данным переписи, в городе проживали всего 39 католиков, но при этом были зарегистрированы 43 антикатолических общества. Антикатолицизм был частью идентичности коренных жителей Центральной Шотландии.
В дальнейшем доля ирландцев-католиков среди горожан Глазго резко возросла. Сначала это были сезонные рабочие, затем переселенцы, бежавшие от Великого картофельного голода 1840-х годов из Ирландии.
Болельщики «Глазго Рейнджерс» до недавнего времени припоминали фанатам «Селтика» тот самый голод, распевая на трибунах: «Я часто думаю, где б они все были, если б мы их не приютили, не вымыли их, тысячи ирландцев в Глазго┘ Теперь их паписты сидят в Риме, у них есть Боно и U2, а голод закончился, так почему бы им не убраться домой?» Распевали эти куплеты до недавнего времени – ведь шотландский суд запретил «Песню о голоде», сочтя ее расистской.
Еще в 1980-е годы болельщики «Селтика» отвечали своим недругам песнями в поддержку Ирландской республиканской армии┘
Шотландцы пытались ассимилировать ирландцев, но те говорили на своем языке, держались католицизма, стремились сохранить собственную идентичность в новых условиях. Более того, их совершенно не устраивала роль маргиналов в шотландском обществе. Основав клуб «Селтик», который вскоре начал добиваться успехов, ирландцы заявили о себе, своих амбициях, единстве и приверженности корням. Примечательно, что создателем «Селтика» считается католический монах Эндрю Керинс. Он пытался удержать ирландскую католическую молодежь от «протестантского влияния».
В то же время историки шотландского футбола отмечают, что в клубе с самого начала и играли, и работали протестанты. Ирландцы считали, что само существование «Селтика» – весомая заявка на сохранение идентичности, не требующая дополнительных мер вроде чистки собственных рядов. Уже в 1960-е годы тренером (и легендой) «Селтика» станет Джок Стин, шотландец-протестант. Под его руководством команда выиграла Кубок европейских чемпионов.
Совсем по-другому этот вопрос решался в клубе «Глазго Рейнджерс». Нарочитая демонстрация протестантской идентичности «Рейнджеров» стала реакцией на первые успехи «Селтика» в конце XIX века. Менеджмент клуба придерживался антикатолических и антиирландских взглядов. В середине 70-х годов XX века тренер клуба «Рейнджерс» Джок Уоллес призывал игроков эмоционально заряжаться перед матчами, хором выкрикивая «No surrender!» – клич североирландских протестантов-унионистов. И вплоть до 1980-х годов клуб не заключил ни одного контракта ни с одним игроком, который бы открыто исповедовал католицизм. «Рейнджерс» разрывали договоры с некоторыми футболистами, когда становилось известно, что они католики. Из-за политики «неподписания католиков» клуб в прошлом отказывались тренировать такие фигуры, как сэр Алекс Фергюсон, нынешний тренер «Манчестер Юнайтед».
Когда в 1989 году «Рейнджерс» купили бывшего нападающего «Селтика» Мориса (или попросту Мо) Джонстона, преданные болельщики команды жгли у стадиона «Айброкс» клубные шарфы и сезонные абонементы. Впоследствии, когда «Рейнджерс» выигрывали матч со счетом 1:0 и победный гол забивал Мо, фанаты считали, что игра завершилась нулевой ничьей. Джонстон – католик, и этим было все сказано. В свою очередь, болельщики «Селтика» считали Мо предателем. Газеты называли его «Салманом Рушди шотландского футбола», а фанаты «Селтика» – куда проще и без церемоний: «Маленькое дерьмо».
Футбольные страсти перерастают в политические, и наоборот. Сепаратисты в Северной Ирландии часто красуются в футболках «Селтика». Фото Reuters |
Руководство клубов не раз призывали (и продолжают призывать) положить конец спекуляциям на межконфессиональной вражде, и менеджмент «Селтика» и «Рейнджерс», что называется, работает в этом направлении. Например, в 2006 году на тренерском мостике в «Рейнджерах» дебютировал католик – француз Поль Ле Гуэн. Времена меняются. Тем не менее совершенно ясно, что без сомнительного привкуса католическо-протестантской драмы противостояние «Селтика» и «Рейнджерс» станет «еще одним принципиальным футбольным матчем». Чем-то вроде поединка пражских «Спарты» и «Славии».
На столкновении католиков и протестантов на футбольном поле в Шотландии с самого начала делались деньги. Когда в начале XX века клубы постоянно играли друг с другом вничью в Кубке Глазго, после чего неизбежно назначалась переигровка, руководство «Селтика» и «Рейнджерс» даже подозревали в сговоре с целью выжать из «Старой фирмы» больший доход.
Так и сейчас. «Селтик» – уже не «Селтик» без поединка с извечным соперником. И наоборот┘
По данным шотландских социологов, около 75% болельщиков «Селтика» считают себя католиками. 64% поклонников «Глазго Рейнджерс» утверждают, что они протестанты. В то же время шотландская молодежь считает, что «Старая фирма» – это уже не поединок католиков с протестантами. «Селтик» и «Рейнджерс» стали религией сами по себе.
Если на рубеже XIX и XX веков ты был потомком ирландских переселенцев, проживал в Глазго и посещал католический храм, у тебя не оставалось выхода – ты становился болельщиком «Селтика». Если ты был рабочим судоверфи Глазго, гордился своей «шотландскостью» и с презрением относился к «понаехавшим» – ты болел за «Рейнджерс». Теперь же, похоже, все перевернулось с ног на голову. «Селтик» – вещь в себе, но, болея за него, ты вроде бы симпатизируешь католикам и немного ирландцам. «Рейнджерс» – такая же вещь в себе. Но если ты носишь шарф «Рейнджерс», сам Бог велел тебе быть протестантом.