0
1794
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.06.2009 00:00:00

Героический материализм

Тэги: цивилизация, рабство


цивилизация, рабство Художники внимательно приглядываются к «простому народу».
Гюстав Курбе. Веяльщицы

Предлагаем вниманию читателей фрагменты перевода книги «Цивилизация» Кеннета Маккензи Кларка, опубликованной в 1969 году. Кларк – выдающийся английский искусствовед, в 1933–1945 годах занимал пост директора лондонской Национальной галереи. Книга создана на основе одноименного цикла авторских телепередач, получивших мировую известность (впервые транслировались в Великобритании в 1969–1970 годах). Телевизионная продукция быстро устаревает, однако нравственный, социальный и политический смысл произведений искусства, который вскрывается глубоким и тонким кларковским анализом, оказывается сегодня актуальным не менее, чем в конце 60-х. Термин, который стоит в заглавии приводимого фрагмента, – «героический материализм» – изобретение самого Кларка: он передает пафос инженерных, архитектурных проектов середины XIX века, в которых Кларк видит реализацию скрытых ресурсов человека, освобождающихся в сознательном взаимодействии с природой. Книга, которая в настоящее время готовится к печати, впервые переводится на русский язык.

Григорий Хасин, Алена Давыдова, переводчики

Вообразим фильм, в котором столетняя история Манхэттена показана в колоссально ускоренном темпе. Результат скорее всего будет напоминать не дело рук человеческих, а гигантский природный катаклизм; это будет нечто неумолимое и неистовое, но при этом завораживающее. В энергии, воле и мысли, породивших Нью-Йорк, материализм преодолел собственные пределы, прорвавшись к чему-то высшему. Глядя на Лондон с Вестминстерского моста, Дороти Вордсворт заметила, что город представляет собой «одну из величайших картин самой Природы». Что ж, природа действительно неумолима и неистова, однако Нью-Йорк все же был построен людьми. Возраст его примерно равен времени строительства готических соборов – просто напрашивается мысль о том, что соборы строились во славу Господню, а Нью-Йорк возник во славу идолов XIX века, денег и прибыли, во славу желтого дьявола. И все же природа вдохновения тех и других зодчих была столь сходна, что издали Нью-Йорк выглядит градом небесным.

Но только издали. Стоит приблизиться, и картина меняется. Проступают пятна глубокой нищеты, а в роскоши чувствуется нечто паразитическое. Сразу становится понятно, почему героический материализм неотделим от угрызений совести. Похоже, эта связь существовала изначально. Технологические открытия, заложившие фундамент Нью-Йорка, по времени совпадают с первыми систематическими попытками благоустроить жизнь масс, изменить сами условия человеческого существования.

Первые большие английские чугунолитейные заводы, Каррон и Колброкдейл, появились примерно в 1780 году; в 1777-м вышла книга Джона Ховарда о реформе тюрем, а в 1785 году – памфлет Кларксона «О рабстве и торговле человеческими существами». Возможно, это просто совпадение – ведь в то время все строили смелые планы применения сложных механизмов и новых источников энергии.

На картинах этого времени тяжелая индустрия изображается «положительно». Даже рабочие восставали против машин не потому, что чувствовали дыхание адских печей, а из простого страха оказаться на улице. Единственными, кто разглядел сущность индустриализма, оказались поэты. Блейк, как известно, считал плавильные заводы исчадием Сатаны: «О, Сатана, мой младший сын┘ Дела твои – вечная Смерть – фабрики, печи, котлы...» Бернс, посетив в 1787 году завод Каррон, нацарапал на подоконнике: «Пришли мы сюда/ Набраться ума,/ Но если идем не в Ад,/ Сдается, что шли мы зря».

Всем остальным потребовалось почти двадцать лет, чтобы заметить нарождающегося монстра.


Социальная несправедливость, ее символ и кара за нее.
Уильям Тернер. Пожар парламента, 16 октября 1834

Дух гуманности и человеколюбия развивался параллельно с ростом промышленности. Реформировались тюрьмы. Сэр Фредерик Иден опубликовал первый социологический обзор под названием «Положение бедноты». Набирало обороты движение аболиционистов...

От любителей блеснуть острой мыслью я много раз слышал, что цивилизация возможна только на основе рабства; в доказательство они приводят Грецию V века. Если рассматривать цивилизацию как возможность предаваться бездействию и излишествам, здесь, быть может, и найдется крупица истины. Но в этом цикле я определяю цивилизацию по-другому – через творческий потенциал и развитие человеческих способностей. С такой точки зрения рабство отвратительно. Как, к слову, и глубокая нищета. Немые массы страдали всегда, во все великие эпохи, о которых я здесь рассказываю. Нищета, голод, болезни, эпидемии были фоном истории вплоть до конца XIX века. Большинство относилось к ним как к неизбежности – это было что-то вроде дурной погоды. Возможность избавления от них просто не рассматривалась. Св. Франциск хотел освятить бедность, но не уничтожить ее. Старая система социальной помощи, основанная при Елизавете I, не столько боролась с бедностью, сколько оберегала общество от назойливости нищих. Все, что требовалось от порядочного человека, – время от времени совершать скромные акты благотворительности. На память приходит английский эстамп «Деревенское подаяние» по мотивам картины Уильяма Бичи: прелестная девочка протягивает руку оборванцу, а подпись гласит: «Бедняжка с непокрытой головой, прими полпенни». Реальная забота? Едва ли. Но вот рабовладение и работорговля – это уже совсем другое дело. С одной стороны – нечто противное христианскому учению; с другой – далекое и экзотическое. В Англии того времени рабство, в отличие от домашней нищеты, не окружало человека со всех сторон, как воздух. При этом ужасы его были гораздо «ужаснее»; даже крепкие желудки XVIII века с трудом переваривали рассказы о страшных морских путешествиях. По некоторым оценкам, больше девяти миллионов рабов погибли от жары и задохнулись в трюмах по пути из Африки в Америку – цифра даже по современным меркам поразительная.

Движение против рабства становится первым коллективным выражением проснувшейся совести. Борьба оказалась долгой – тут были замешаны крупные интересы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1539
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3452
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2528
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2042

Другие новости