0
1109
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.06.2009 00:00:00

Следующая станция "Пионерская"

Тэги: жд, дети


«Завтра идем кататься на поезде». Наша компания сидит в беседке на старой даче в Кратове. Поглощает свежеприготовленный шашлык, запивая его чем следует, и обсуждает планы на завтра. Лето в самом разгаре, а в этом году еще никто не был на главном кратовском аттракционе – знаменитой детской железной дороге.

Дорога появилась еще при Кагановиче в 1937-м. Строили ее пионеры – те самые, которые позже, во время войны, водили совсем не детские поезда в прифронтовой полосе и строили совсем не детскую лесовозную дорогу. Первый состав, отправившийся по кратовской ж.д., состоял из паровоза и трех маленьких деревянных вагонов. И вызывал неописуемые восторги как у тех, кто работал на этой дороге, так и у тех, кто ею пользовался. С тех пор многое изменилось. В 2005-м дорога, и без того много раз перестраивавшаяся, была полностью модернизирована. Никакой патины времени не осталось и в помине – новые пути, новые вагоны и тепловозы, новые станции. И, конечно, совсем новые дети.

Завтра – воскресенье, первый рейс в 10.00. Из нашей компании проснутся не все. У кого-то будет болеть голова, у кого-то закапризничают дети, у кого-то просто не хватит сил подняться. Мы тоже долго не можем решить – идти или нет. Федя, мой десятилетний племянник, валяется все утро в кровати, уткнувшись в «пиху» – портативную игровую приставку PSP. На экране прыгают и дерутся человечки под яростное Федино рычание. Так он готов проводить значительную часть свободного времени. И он совсем не исключение – почти все в его классе носят в школьных портфелях такие же машинки. На экскурсиях в автобусе у них стоит почти тишина. Каждый уткнулся в свой маленький экран. Нет, они не индивидуалисты и не интроверты. Они дружный класс и любят играть все вместе. В большую драку. По сети.

По-другому они играть уже почти не умеют. Девочки не прыгают в резиночку – главную фаворитку моего детства, мастерство постижения которой обеспечивало достойное место в школьной иерархии. Они не знают, что такое вышибалы, не умеют играть в штандер-стоп, не понимают радости от нарисованных мелом классиков. Где потерялись дворовые игры, передающиеся от старших школьников младшим? На каком поколении городских детей прервалась эта связь?

Я рассуждаю, а Федя все не отрывается от сверкающего экранчика. На наши вопросы гундит, что железными дорогами он вовсе не интересуется и никуда не собирается. «Да я всю жизнь мечтал на ней покататься», – выдает последний, хотя и не слишком убедительный аргумент Федин папа. И в приказном порядке отправляет семью на выход.

Мы идем вдоль заросших соснами и сиренью дачных участков, пока, наконец, не упираемся в узкое полотно путей этой самой железной дороги. Чуть дальше – крошечное депо, дирекция, затем – станция. Людей много, малышни едва ли ни больше, чем взрослых, но в кассу почти никого нет – скоро отправление. Билет до конца и обратно – 80 рублей. Это совсем недалеко – длина дороги меньше 4 км, станций – всего три.

Нас не покидает ощущение дежа вю, машины времени, уносящей куда-то в пионерские, почти забытые годы. Начать хотя бы с того, что стартовая станция так и называется – «Пионерская». Конечная – «Юность», а рядом с ней красуется белоснежный, как будто вчера отлитый из гипса, Ленин (до 1991-го станция называлась «Путь Ильича»). Наш вагон последний, и уже перед самым отходом в него вваливается орава малышей. В красных – да, пионерских – пилотках. И галстуках. Правда, уже не красных, а в цвет триколора. Это едет детский лагерь «Дубки». С криками и смехом рассаживаются, поезд трогается, на весь вагон начинаются речовки. Нет, речовки уже не пионерские. Что-то про пейджер и женщину за рулем. Эмансипация, технологизация. Тот самый прогресс. «Федь, а ты знаешь, кто такие пионеры?» У каждого из взрослых свой ответ. И свои воспоминания о детстве, так не похожем на мир сегодняшних детей. «Друзья Ленина», – слегка подумав, отвечает Федя. «А кто такой Ленин?» «Тот, кто возглавил Великую Октябрьскую революцию, – старательно произнося слова, выдает Федя, – 1911 года».

Мы смеемся, а красные пилотки начинают во что-то играть. «Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером┘» Точно, и мы так играли. Было и много других игр, упрятанных теперь по самым дальним уголкам памяти. «Не так! – говорит Федя. – Бежала собачка, жевала жвачку┘» Нет, в нашем детстве жвачек не было.

Перед глазами медленно движется Кратово. Дачи, заборы, детский лагерь с разноцветной машущей нам толпой. Окна в вагоне не открываются – мы машем в ответ через стекло. На переезде выстроились машины – ждут, пока мы проедем. Все по-взрослому, как на настоящей дороге. А эта настоящая, «взрослая» дорога совсем рядом, идет параллельно. Прямо как в жизни. Выруливаем из леса – наша конечная станция. Ждем пока тепловоз перецепят, выходим посмотреть. Из окна кабины улыбается девчонка лет 14 с двумя задорными хвостами. Девчонка-машинист. Остальные в одинаковой синей форме топчутся на станции, мнут в руках желтые флажки и белые знаки-круги, с опаской посматривают на новых пассажиров. Здесь и белобрысая кондукторша, смущенно бродившая по нашему крошечному вагону. Все это похоже на добрую игру. Но для них это не игра, а профессиональная школа. Только не столь желанная, как у тех, кто строил эту дорогу 70 лет назад. Все меняется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
545
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2267
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1492
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1121

Другие новости