Рейнхард Маркс очень серьезно относится к наследию своего однофамильца, который предугадал глобализацию капитала.
Фото с сайта www.erzbistum-muenchen.de
Как говорят, Карл Маркс умер. Его раздавили развалины Берлинской стены и обломки рухнувшей советской империи. Но далеко не все убеждены в том, что философ и экономист из Трира действительно погиб. Как ни парадоксально, к этим скептикам относятся некоторые видные представители Римско-Католической Церкви. Например, архиепископ Мюнхенский и Фрейзингский, по иронии судьбы оказавшийся однофамильцем основоположника научного коммунизма, Рейнхард Маркс. До своего назначения в Мюнхен он был епископом в городе Трире – на родине автора «Капитала». Возможно, тогда у него и возник замысел написать книгу с таким же названием. А в прошлом году архипастырь Баварской епархии, одной из важнейших в Германии, опубликовал книгу под названием «Капитал. Христианская критика логики рынка», которая быстро стала бестселлером. Недавно в газете Repubblica появилось интервью, которое архиепископ Маркс дал итальянскому журналисту Андреа Тарквини по поводу выхода в свет своей книги.
Труд немецкого архиепископа особенно актуален в условиях мирового финансового кризиса, когда некоторые тезисы Карла Маркса снова привлекают внимание общественности и ученых. Но Рейнхард Маркс написал свою книгу еще до возникновения кризиса, то есть не под влиянием злобы дня. Это увеличивает ее научную ценность. Католический архиерей подчеркивает, что Карл Маркс для христианина «противник, заслуживающий большого уважения». Какие же из его идей для нас сегодня могут быть ценны?
«Католическая социальная доктрина, – заявляет Рейнхард Маркс, – относится очень серьезно к Карлу Марксу и к его анализу капитализма. Нельзя отрицать, что многое из того, что он сказал о социальном неравенстве в XIX веке, было правильно. Маркс проанализировал труд как разновидность товара и экономику всех отраслей жизни. Он предугадал сущность глобализации капитала и понял, что этот процесс мог бы качественно измениться и привести к еще большей несправедливости». Архиепископ напоминает, что Освальд Нелл-Бройнинг, один из крупнейших представителей социальной доктрины Римско-Католической Церкви, сказал: «Мы все выросли на плечах Маркса». За это высказывание он подвергался жесткой критике, но тем не менее был прав.
«Главные положения католического социального учения, – продолжает мюнхенский архиепископ, – в частности, принцип, согласно которому экономика должна служить человеческому роду, а не наоборот, – это оказалось забытым в условиях турбокапитализма последних двадцати лет».
Для христиан остается неприемлемым классовый подход Карла Маркса, который назвал религию «опиумом народа». Эмиль Дрейер. Портрет Карла Маркса |
Есть ли точки соприкосновения или даже больше – возможность примирения между учением Карла Маркса и социальной доктриной Римско-Католической Церкви? По мнению баварского архиепископа, таких точек соприкосновения очень мало. В лучшем случае они есть в историческом анализе социальной несправедливости и ее причин. «Конечно, нельзя опрометчиво считать Маркса ответственным за преступления, которые другие совершили во имя его, – пишет Рейнхард Маркс. – Но тем не менее у Маркса есть тоталитарная идея общества – идея, которую я отвергаю. Это общество, разделенное на классы, в котором одни люди противопоставляются другим. Для меня как христианина это неприемлемо, потому что я считаю каждого индивида образом и подобием Божьим».
В Германии после Второй мировой войны утвердилась идея «социального рыночного хозяйства», целью которого был «цивилизованный капитализм». Возможно ли это? «Карл Маркс, – подчеркивает его тезка-архиепископ, – думал, что капитализм рухнет из-за своих противоречий. Он предсказал, что разнузданный капитализм мог бы стать угрозой для всего мира. Сегодня мы видим, что он был прав. Нет альтернативы обузданию капитализма. Мы нуждаемся в новом порядке, основанном на всемирно признанных принципах. Без этих принципов капитализм станет деструктивной силой».
Какие же конкретные советы дает правительствам развитых стран баварский архиепископ, попытавшись переоценить учение Карла Маркса? «Очень важно, – заявляет он, – не откладывая, запустить необходимые дальносрочные, но реалистические реформы. Необходимо ввести новые правила в мире экономики и финансов. Нужно сделать так, чтобы больше никому не были выгодны дикая спекуляция, хищничество и аморальность. Кроме того, все мы должны признавать те ценности и добродетели, которые издавна предписывают, как должны себя вести предприниматель и коммерсант, чтобы быть людьми, достойными уважения и чести».
Но не слишком ли идиллична такая картина, когда лев и ягненок возлягут вместе?
Рим