0
834
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.07.2008 00:00:00

"Арбат" на Умете

Тэги: дороги, инновации


дороги, инновации В глубинке предпочитают журавля, который на земле, той синице, которая в небе (колодец в селе Архангельское Пензенской области).
Фото автора

Дороги страны – ее изнанка. Веселая, печальная, глупая, серьезная, феодально-инновационная, как и вся российская действительность сегодня. 1600 километров от Москвы до Оренбурга автор этих строк преодолела за 24 часа, убедившись, что автотрасса № 5 по-прежнему живет своей особенной жизнью. Законы которой полезно знать путешественнику.

Есть одна общая для всех наших городов и весей черта. Подъезды к региональным столицам на протяжении нескольких километров вдруг резко расширяются. Здесь они выложены отличным асфальтом и украшены разметкой. Однако стоит отъехать от очередного центра цивилизации, как транспортная артерия склеротически сужается, покрываясь рытвинами, трещинами и нашлепками из свежезалитого в ямы асфальта.

Один такой участок, на границе Оренбургской и Самарской областей, выглядит особенно оригинально. Здесь заливали не просто ямы, а колеи, образовавшиеся на размягченном в жару асфальте в силу возраста и качества покрытия. Но получилось не совсем то, на что рассчитывали изобретатели. Главный изъян проекта заключался в том, что теперь колеи стали несколько выпуклыми и требовали от водителя еще большего мастерства. Все искупалось, однако, соображением эстетическим: реализация гениальной задумки местных дорожников придала трассе кокетливо-полосатый вид.

Дорога имеет свое население, прочно, хотя и неформально, прописавшееся вдоль «пятерки». Государственниками выглядят на ней строительные рабочие в оранжевых куртках, по-хозяйски расхаживающие между мчащимися автомобилями с лейками и лопатами в руках. Из леек, которые сделаны путем прилаживания ручек и носика к обычному оцинкованному ведру, они поливают смолой щели в асфальте. Особенное удовольствие получают дорожники тогда, когда им разрешают загнать водителей-путешественников под лавку нехитрым способом под названием «односторонний объезд». Первого мая, в праздник, сразу за Рязанью действовал один такой: моя машина простояла в пробке пять часов, иногда двигаясь со скоростью 1 метр в минуту, только потому, что узкий участок предполагал движение лишь в одну сторону и торопящихся к праздничному столу граждан пропускали в оба направления по очереди.

Высший слой придорожных государственников представлен, конечно, сотрудниками ГИБДД. В многолетней борьбе за изъятие неформальных штрафов они опробовали множество методов, выделив среди них самые результативные. Коронным является сегодня игра в прятки. То есть пост устанавливается вовсе не там, где он нужен – на опасных участках, а там, где его совсем не ждешь.

К примеру, если перед тобой абсолютно ровная и прямая трасса, и покрытие гладкое, и пара полос откуда-то добавлена, и ничто не мешает на хорошей скорости совершить безопасный обгон неспешного деревенского трактора, загруженного сеном, – присматривай за кустами. А главное, резко снижай скорость. Потому что в девяти случаях из десяти в ближайшей посадке обнаружится «Мерседес» с голубой полоской на боку и радаром на крыше. Особо неленивые наблюдатели радарчик и в руках подержат – оно того стоит. И стоит недешево: самодеятельные расценки для нарушителей растут вместе с официальными штрафами.

Еще одна народная примета скорой встречи с гаишниками: знаки ограничения скорости там, где они ни теоретически, ни практически не оправданны. В общем, бдительность и еще раз бдительность.

Путешествие по глубинке по-прежнему демонстрирует переход нашего сельского хозяйства на новый, видимо, очень инновационный уровень. Потому что старый, советский способ производства разрушен полностью и восстановлению не подлежит. Но ведь мы что-то едим каждый день! И не все съеденное – заграничного происхождения. Больнее всего, судя по дизайну прорезанных автотрассой деревенских ландшафтов, переход к капитализму сказался на животноводстве. То есть стада коров, еще 15 лет назад в обилии пасшиеся по обочинам, исчезли начисто. А руины колхозных коровников высятся среди бурьяна остовами вымерших динозавров, постепенно превращаясь в места стихийных мусорных свалок.

Парии дороги – продавцы. Они делятся на несколько категорий: от старушек, предлагающих огурцы и малину со своих грядок, до хмурых кавказцев, нанятых для реализации внушительных партий разноцветных садовых гномов. И те, и другие спешно отворачиваются, стоит достать фотоаппарат. Каждый дорожит своим рабочим местом. Каждый вне закона. Огромная армия, растянувшаяся на полторы тысячи километров, государство в государстве. Можно предположить наличие некоего соглашения между ними и дорожниками-государственниками. Какого-нибудь договора о разграничении полномочий. Или пакта о капитуляции. Или договора о ненападении. Скорее всего все-таки о найме и охранных услугах.

Придорожный товар может многое поведать об изменениях в стране. Востребованы состоятельной публикой гномики. Но исчезли напрочь, к примеру, «хрустальные» городки – рабочие стекольных фабрик, не получавшие в годы перестройки зарплату, больше не торгуют на обочинах люстрами.

Важная часть дорожного бытия – еда и ночлег. В последние годы появилась масса мотелей. И чем ближе к Москве, тем их больше. Разительно не похожи они на привычные одноэтажные дешевые комнатки из западных фильмов, единственное предназначение которых – устроить на ночь путешественника. Наши – почти все – рассчитаны на состоятельных постояльцев: пафосные башенки на фасаде, монументальность в архитектуре и намек на роскошь в интерьере отталкивают массу непритязательных туристов, которым вовсе не нужно снимать номер на сутки с сауной и сопутствующими ей удовольствиями.

Зато именно эту категорию путешественников стремится обиходить обжорный городок под названием Умет, что в 300 километрах уже от Москвы. Двухкилометровый участок узкой дороги по обочинам уставлен забегаловками весьма сомнительного вида. Перед входом каждой – дымящийся мангал и легко одетая блондинка. Дощатый домик сооружен на скорую руку, но обязательно есть крохотная веранда с парой столиков. Еда так себе, в окрестностях не слышно собачьего лая, что уже наводит на размышление. Здесь и ночью не останавливается жизнь: владельцы кафе украсили свои заведения не только запоминающимися названиями – «В гостях у тещи», «У сестер», «Стой!», но еще и иллюминацией. Самая замысловатая реклама в этом смысле в заведении «Арбат». Цветастая пальма переливается огнями над крышами длинных грузовых фур со спящими в кабинах водителями, облюбовавшими это место по причине относительной безопасности ночлега в людном и вечно не спящем поселке.

Часа через три въезжаешь в Москву. Страна осталась за спиной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2319
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1528
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1160

Другие новости