С каждым годом желающих поймать в воздухе ощущение абсолютной свободы становится больше.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Еще лет пять назад о том, что такое парапланеризм, в Новосибирске знали только в теории. Летали на парапланах отдельные экстремалы – да и они за драйвом ездили на Алтай, потому что в Новосибирской области приличных возвышенностей по большому счету нет. Так что раньше всего парапланеризм стал модным видом спорта там, где горы неподалеку – например в Барнауле. И все же со временем волна увлечения этим видом спорта докатилась до Новосибирска.
Четыре года назад в городе начали открываться первые клубы с необходимой инфраструктурой, а главное, появились специальные лебедки для буксировки парапланов на высоту. Для того чтобы парить над землей, наличие горы или мало-мальски подходящего холма перестало быть острой необходимостью. Это и привело к тому, что число любителей парапланеризма в областном центре резко выросло.
Хотя о повальной популярности этого экстремального вида спорта говорить пока еще сложно. За несколько лет в Новосибирске прошли обучение всего-то человек двести. А тех, кто летает более или менее регулярно, меньше в разы. Впрочем, руководитель парапланерного клуба «Зигзаг» Константин Шевелев считает, что и 200 человек немало. Случись вдруг наплыв желающих, уверен Шевелев, у в Новосибирске не хватит ресурсов всех обучить.
«Параплан – это самый доступный и дешевый способ полета, а полет на нем – это ощущение полной, безграничной свободы», – рассказывает Константин Шевелев. Если человек решит серьезно заниматься парапланеризмом, то приобретение минимально необходимого оборудования ему обойдется примерно в 100 тыс. руб. Покупать параплан по дешевке, за 200–300 долл., Константин Шевелев никому не советует: на собственной безопасности лучше не экономить. Кроме того, к параплану приобретается подвесная система, в которой находится человек во время полета.
Эти две вещи уже позволяют парить над землей – но не факт, что их хватит для благополучного приземления. А потому обязателен запасной парашют: в случае каких-либо инцидентов – вещь незаменимая, да и спокойнее с ним как-то. Нужны еще и некоторые приборы, например вариометр – он измеряет скорость, с которой параплан поднимается в небо и опускается к земле. Определить ее на глазок не всегда получается даже у опытных пилотов.
Кроме того, обязателен шлем и специальные парапланерные ботинки, снижающие риск переломов и вывихов при посадке – именно в этот момент, кстати, чаще всего и можно получить травмы. «Горные лыжи или автомотоспорт в разы травматичнее, чем парапланеризм. Но, конечно, летать на планерах несколько опаснее, чем играть в волейбол», – уверен Константин Шевелев.
Вообще безопасность полетов на парапланах – пожалуй, сейчас самая больная тема. Полтора года назад случилось серьезное ЧП: журналистка одного из новосибирских изданий, собиравшаяся написать репортаж о полете на параплане в тандеме с инструктором, серьезно пострадала при посадке. Диагноз экспериментаторши – компрессионный перелом позвоночника.
Этот инцидент выявил все слабые стороны новосибирского парапланеризма. Оказалось, что за жизнь и здоровье курсанта клуб фактически не несет никакой ответственности, так как парапланеризм сейчас вне закона. Вернее, они существуют параллельно и не соприкасаются.
По словам руководителя парапланерной школы «Вектор» Александра Орлова, у клубов нет лицензий и сертификатов, потому что в законодательстве про сверхлегкие летательные аппараты ничего не сказано. Соответственно и у инструкторов нет никаких «корочек» – это просто более опытные пилоты. Так что бизнес есть (основной доход – обучение желающих и прокат парапланов), но контролировать его безопасность весьма проблематично.
Инцидент с пострадавшей журналисткой вызвал бурную дискуссию в среде парапланеристов. На форумах спорили, штатная это была ситуация или нет, имела ли место ошибка пилота или это просто трагическая случайность. Масла в огонь подлило и то, что клуб, вместо того чтобы постараться загладить возникший конфликт с пострадавшей, по словам одного из парапланеристов, «пошел на обострение и вообще вел себя не очень красиво». По факту получения травмы возбуждалось уголовное дело, потом закрывалось и снова возбуждалось, передавалось из одного ведомства другому, но к ответственности никто привлечен так и не был.
Впрочем, благодаря инциденту широкие народные массы узнали, что в Новосибирске можно летать. И число желающих подняться в небо, как утверждает Константин Шевелев, тут же возросло.
Однако после громкой истории клубы стали гораздо трепетнее относиться к безопасности полетов. По словам Константина Шевелева, особенно опасен первый полет. «Человеку летать не свойственно, но вот он впервые поднимается на высоту метров пятьдесят и парит. Многих охватывает какая-то эйфория – кто-то впадает в ступор, кто-то перестает реагировать на команды инструктора, которые тот дает по рации. Это опасно». Теперь в клубе перешли к другой практике: первый полет для новичка проходит на высоте всего метров пять. «Этого хватает для того, чтобы посмотреть на реакцию человека», – говорит Шевелев.
Немногие из тех, кто полетал единожды, начинают заниматься парапланеризмом регулярно. Но есть в Новосибирске и фанаты этого дела. Они участвуют в чемпионатах России и мира, в среднем пролетают по 50–80 километров. Но это уже профи, которые живут по своим законам. Есть и множество простейших правил, которые соблюдают все любители парапланеризма, например, запрещается летать в тучи, нельзя подниматься на высоту более 3000 метров, поскольку будет просто не хватать кислорода.
«Мы летаем тогда, когда в небе есть птицы. Если птицы не летают, то и нам в небе делать нечего, – говорит Константин Шевелев. – Вообще пилот должен чувствовать погоду. Если он не чувствует, что может пойти дождь или резко усилиться ветер, значит, этот человек сильно рискует». Но, несмотря на риск, с каждым годом желающих поймать в воздухе ощущение абсолютной свободы становится больше.
Новосибирск