0
1182
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.10.2007 00:00:00

Священный ужас контемпорари-арт

Тэги: искусство, германия


«Там, где культура отдаляется от поклонения Богу, культ атрофируется и сводится к ритуалу, а искусство вырождается. Оно теряет свою суть», – с такими словами архиепископ Кельна кардинал Иоахим Майзнер выступил в кафедральном соборе этого города 14 сентября. Слова кардинала, слывущего консерватором, спровоцировали бурную дискуссию в немецких СМИ. Недовольство общественности вызвали, впрочем, не взгляды Майзнера на современное искусство сами по себе, а употребленный им термин из арсенала нацистской пропаганды. Словосочетание entartete Kunst (вырождающееся, или дегенеративное, искусство) автоматически отсылает любого немца к реалиям 1937 года, когда ведомство Йозефа Геббельса организовало одноименную выставку с целью осуждения авангардизма. Тогда из музеев выкидывались работы авангардистов, многие из которых сегодня считаются мировой классикой.

После пламенной речи кардинала Майзнера скандал стал развиваться по всем законам жанра. Пресс-секретарь архиепископа был вынужден извиняться перед возмущенной публикой в том духе, что его шеф вовсе не хотел, чтобы его слова расценили как отсылку к нацистской идеологии, а просто желал бы видеть в современных храмах более реалистичные изображения. Тут стоит отметить, что поводом к искусствоведческим изысканиям кардинала послужили всего-навсего... разноцветные квадраты. Именно из них – но в очень большом количестве – состоит новый витраж кафедрального собора Кельна, выполненный художником Герхардом Рихтером. Кардиналу Майзнеру витраж не понравился. Но стоило ли так шокировать либеральную общественность?

В религиозных кругах любят говорить о том, что каждой цивилизации, каждому народу свойствен неповторимый культурный код. В этом смысле кельнский архиепископ действительно допустил промах, не проявив подобающей деликатности по отношению к исторической памяти немцев.

Конечно, можно сказать, что произошедшее – не более чем выяснение отношений между заказчиком и исполнителем. Как ни крути, а правящий епископ вправе отклонить работу, которой, по его мнению, чего-либо недостает до уровня подлинно религиозного искусства. Однако это вовсе не значит, что личный вкус церковного иерарха должен стать образцом для подражания. «Церковь никогда не считала какой-либо художественный стиль своим собственным, но признавала художественные стили всякой эпохи... Современное искусство, а также искусство всех народов и стран, должно обладать в Церкви свободой выражения, если оно с должным благоговением и должной честью служит священным храмам», – гласит одно из постановлений II Ватиканского Собора.

В одном из популярных британских телешоу был разыгран шуточный диалог между условными персонажами Папы Римского и Микеланджело. Понтифик выказывает неудовольствие тем, что на картине, изображающей тайную вечерю, мастер поместил несколько Мессий и произвольно увеличил число апостолов. Художник оправдывается правом на свободу самовыражения, а Папа грозит ему тем, что не заплатит за выполненную работу. Это фарс, однако до боли напоминает случай с архиепископом Майзнером.

Но что такое искусство, не задевающее ничьих чувств? Современное искусство действительно провокативно, причем зачастую этот эффект достигается обращением к религиозным стереотипам массового сознания. Проще говоря, возмущенные верующие – тоже своего рода часть художественного произведения, перформанс, в котором они участвуют, даже не подозревая об этом. Некоторые художники давно это поняли и используют сей метод на всю катушку. Шведский художник Ларс Вилкс прославился в одночасье благодаря запрету своей выставки с «карикатурами» на Пророка Мухаммада. Понять, что это именно карикатуры, а не рисунки ребенка из детского сада, можно было только из пояснений художника. Вилкс и не думал скрывать, что провоцирует скандал исключительно ради того, чтобы заработать денег на противостоянии «религиозных мракобесов» и «просвещенных секуляристов». Вездесущая «Аль-Каида» пообещала большие деньги за голову художника и даже пригрозила терактами крупным шведским корпорациям. Но кто сказал, что «Аль-Каида» – религиозная, а не политическая и военизированная организация? Зато шведские мусульмане и не подумали обижаться на Вилкса, оказавшись на порядок толерантнее своих датских единоверцев по другую сторону Зунда.

Пока в Швеции Вилкс делал свой незамысловатый бизнес, а в Германии кипели страсти вокруг кардинала Майзнера, заподозренного в тайных симпатиях к Третьему рейху, юбилей той самой нацистской выставки отметили в Москве. Группа молодых художников в минувшем месяце без лишней помпы организовала выставку «Дегенеративное искусство-2» как продолжение нашумевшего мероприятия 70-летней давности. Был ли расчет на скандальную известность? Весьма вероятно. Однако гневных филиппик в свой адрес московские акционисты не собрали. Ни со стороны светского общества, обычно нервно реагирующего на «обыкновенный фашизм», ни со стороны представителей Церкви. Выставка прошла совершенно незамеченной. Наверное, культурный код у нас другой. Да и есть ли он вообще?

Что же касается взаимоотношений современного искусства со Всевышним (а не с религиозными организациями), то здесь не стоит торопиться с суждениями. Быть может, священник, совершающий литургию, и художник, завершающий работу над полотном, одинаково близки к Богу. И современное актуальное искусство, даже завоевав некоторую автономность от сферы религии, не отказывается от исследований сверхъестественного. Иначе как объяснить обращение бывших мастеров эпатажа к «вечным темам» тогда, когда от них уже никто ничего не ждет, кроме копирования того, что некогда принесло им скандальный успех? Характер взаимоотношений религии и искусства сегодня весьма переменчив, и уж во всяком случае он сложнее, чем кажется на первый взгляд. Понять, друзья это или враги, порой бывает чрезвычайно сложно. И только время все расставляет на свои места.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
479
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2196
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1431
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1067

Другие новости