Католическим богословам в Средние века нередко случалось заблудиться в дебрях какого-нибудь диспута, и тогда они обращались с призывом разрешить их спор к самому Папе Римскому. Получив наставление от Понтифика, они резюмировали: Roma locuta, causa finita – «Рим высказался, спор закончен». Прошли столетия, а католики по-прежнему ждут, что Ватикан поставит точку в той или иной дискуссии. Впрочем, «окончательные высказывания» Рима вовсе не обязательно должны касаться богословских проблем. Сойдут и куда более прозаичные, мирские материи, например необходимость платить налоги.
Государственный секретарь Ватикана (по сути, премьер-министр) кардинал Тарчизио Бертоне присутствовал в середине августа на открытии ежегодной встречи членов католической организации Comunione e Liberazione в итальянском курортном городе Римини на побережье Адриатического моря, ныне популярном среди российских туристов. На пресс-конференции журналисты задали кардиналу вопрос: «Как Церковь относится к налогообложению?» Бертоне ответил: «Все очень просто, мы опираемся на слова Евангелия, гласящего: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу» (Матф. 22:20). Платить налоги призывал и апостол Павел: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк» (Рим. 13:7). Все, конечно, должны выполнять свои обязанности: граждане – платя налоги согласно справедливым законам, правители – используя выручку от налогообложения для поддержания справедливости и для помощи наиболее бедным и слабым».
Тут кардинал процитировал 13-й стих 71-го псалма: «Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет». После этого Бертоне добавил: «Это значит, что политик должен прежде всего смотреть на слабых и бедных, обращая внимание на то, чтобы не допускалась несправедливость в распределении государственных ресурсов».
Вопрос об отношении Церкви к налогообложению был задан Тарчизио Бертоне не случайно, и кардинал явно был к нему готов. Дело в том, что совсем недавно премьер-министр Италии Романо Проди, глава левоцентристского правительства, в интервью популярному католическому еженедельнику Famiglia Cristiana пожаловался на то, что духовенство в своих проповедях не указывает на необходимость платить налоги и не осуждает уклоняющихся от этой обязанности. Или, по меньшей мере, крайне редко затрагивает эту тему. «Я посещаю мессу каждое воскресенье, – заявил Проди, – и никогда ничего не слышал от священника о необходимости добросовестно платить налоги».
Озабоченность премьера вызвана тем, что у итальянцев, по-видимому, не очень развито чувство коллективной ответственности за так называемое «общее благо». Как свидетельствуют эксперты, по причине недоплаты налогов ежегодно государственной казне недостает порядка 100 млн. евро!
Католическая Церковь сперва отреагировала довольно резко на обвинения Проди. Неделю спустя после публикации интервью в Famiglia Cristiana появился ответ священника Джорджио Мураро. Он написал, что граждане, безусловно, обязаны платить налоги. Однако обязанностью государства является рачительное и бережное использование денег налогоплательщиков. Государство должно избегать ненужных расходов и беззаботного расточительства.
В поддержку этой точки зрения выступили епископы и кардиналы, причем Тарчизио Бертоне высказался одним из последних. Ответ Церкви на интервью Проди спровоцировал серьезную полемику, ведь наивные люди могли бы интерпретировать реакцию духовенства следующим образом: если государство разбазаривает народные средства, то уклоняться от уплаты налогов не такой уж и грех. Недаром в эти дни в Италии пользуется неслыханным успехом книга, написанная двумя известными журналистами Серджио Риццо и Джанантонио Стеллой. Книга носит название «Каста» (имеется в виду, конечно, «каста» политиков). В ней документируется, как вершители судеб страны безрассудно и беззаботно транжирят огромные суммы на цели, которые к «общему благу», мягко говоря, имеют весьма отдаленное отношение.
На самом деле «общее благо» – одно из центральных понятий в социальной доктрине Католической Церкви. Однако в Новом Завете нет обстоятельных предписаний, касающихся налогообложения. Правда, там есть процитированное кардиналом Бертоне известнейшее изречение Иисуса о кесаре и Боге. Ясно, что «кесарю», то есть государству, нужно «отдавать» как раз налоги. Но в тех же Евангелиях упоминаются так называемые мытари, сборщики податей (пошлин), предтечи современных налоговиков. И слава, которой они пользуются, скорее дурна – они почти всегда упоминаются в одном ряду с грешниками.
Впрочем, в отличие от других «отрицательных героев» Нового Завета, а именно книжников и фарисеев, мытари были восприимчивы к словам Иисуса. Одного из них, Матфея, он даже призвал стать своим учеником, одним из двенадцати апостолов. Кроме того, некоторые мытари, как рассказывает евангелист Лука, приходили к Иисусу и спрашивали: «Что нам делать?» Он отвечал им: «Ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3:13). Понятно, что имел в виду Иисус: не обирайте людей и не берите взяток!
Мытари придерживались очень «мирской» морали. Матфей, знавший по опыту, о чем идет речь, передает слова Иисуса: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф. 5:46). Однако Иисус считал, что мытари способны раскаяться и поэтому с ними нужно общаться как со всеми грешниками, дабы направить их на путь истинный. У того же Матфея находим описание следующей сцены: «Когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его» (Матф. 9:10). Стало быть, и сборщикам податей доступно Царство небесное.
Если в Новом Завете есть лишь общие слова о необходимости платить налоги без указания на то, как они должны собираться и чему должны служить, то в Коране, священной книге мусульман, система налогообложения разработана более детально. Там упоминаются два вида налога – «закят» и «ушр». «Закят» – это налог в пользу нуждающихся. «Ушр» – это десятина, взимаемая с продуктов земледелия, которая должна идти на общие нужды мусульман.
Парадоксально, но факт! Контуры государственной системы налогообложения, которая вполне устроила бы и кардинала Бертоне (вследствие социальной ориентированности), и католика Романо Проди, содержатся в... Коране. В священной книге тех, чья интеграция в европейские культуру и общество – головная боль европейских политиков! Может быть, лидерам мусульманских общин в Италии стоит обогнать своих «католических коллег» и чаще затрагивать тему налогов во время пятничных проповедей? Глядишь, для правительства Романо Проди они станут своими. Впрочем, по воскресеньям он все равно будет посещать только католическую церковь, а не мечеть!
Рим