Лондонская полиция знает, кто ее главный враг.
Фото Reuters
В Лондоне ныне теплые дни, и центр города с утра наполняется туристами. Их толпы стекаются к Тауэру, к выделяющимся готикой зданиям Парламента, Британскому музею и картинным галереям. При посещении многих из этих мест наталкиваешься на злободневную тему угрозы терроризма. То в историческом аспекте, то в самом современном. О ней, например, картины в Галерее современного искусства Тейт, и выставка «предметов эпохи» в Тауэре, и захватывающий дух рассказ о беспримерно безрассудной попытке взрыва Парламента.
Оказывается, первая крупная попытка политического теракта состоялась в Великобритании четыре века назад, а ее провал дал повод для одного из главных государственных праздников Великобритании. В 1605 году группа английских католиков начинила порохом подвал Парламента накануне ежегодной церемонии с участием короля. Заговорщики были недовольны тем, что Джеймс I, начавший династию Стюартов на английском троне, продолжил курс на укрепление позиций англиканской церкви – он распорядился изгнать из Великобритании католических священников.
Одним ударом они намеревались уничтожить короля, его министров и почти всех парламентариев, а затем осуществить переворот. Заговорщики доставили в подвал Парламента 36 бочонков с порохом и оставили в нем в ночь с 4 на 5 ноября своего главного взрывника Гая Фокса, чтобы в нужный момент он поджег бикфордов шнур. Гай Фокс, по имени которого известен заговор, называемый еще Пороховым, был его ведущим исполнителем, но отнюдь не главным организатором. Таковым считают Роберта Кейтсби, но не исключено, что подлинный организатор заговора вообще не был назван.
В ту же ночь заговор был раскрыт, так как один из лордов получил анонимное письмо с рекомендацией не присутствовать на церемонии из-за возможности взрыва. Власти провели обыск в подвале и обнаружили в нем бочонки с порохом и Гая Фокса с коробкой спичек. Дальнейшее расследование стало для заплечных дел мастеров в Тауэре «делом техники». Под пытками Гай Фокс назвал имена других заговорщиков. Из установленных 14 участников заговора 4 погибли в перестрелке, остальные были казнены.
И вот уже более 400 лет подряд ежегодно 5 ноября проводится символический обыск в подвале парламентского здания. А вечером по всей стране устраивается Ночь костров с фейерверками и сожжением чучела Гая Фокса (поначалу – Папы Римского). И все это время историки строят догадки по поводу непроясненных аспектов Порохового заговора. Ведь до сих пор неясно, кто автор анонимного письма о готовившемся взрыве. Не исключено, что главный министр короля герцог Роберт Сесил Солсбери, расследовавший заговор, знал о нем с самого начала и использовал эту тему, чтобы повлиять на короля. Возможный информатор герцога мог быть неизвестным 15-м заговорщиком, либо одним из людей, погибших при аресте, или даже просто одним из осведомленных друзей участников заговора.
Напоминанием о Пороховом заговоре служит экспозиция в Белой башне Тауэра – выкрашенные красной краской бочонки, в которых раньше держали порох, а также другие экспонаты, рассказывающие о Гае Фоксе и его подельниках. При виде сложенной у стены башни груды бочонков трудно представить, как их могли завезти в подвал Парламента под боком у охраны. И вообще – можно ли было приобрести столько пороха в стране, где он находился в монопольном владении государства. В Лондоне порох хранился в том же Тауэре, в котором держали за решеткой и допрашивали Гая Фокса и его друзей.
О Гае Фоксе и его подельниках ныне вспоминают в связи с современной волной терроризма, захлестнувшей Великобританию в последние годы. Как известно, в Великобритании было свое «11 сентября» – серия терактов в Лондоне (в метро и в автобусе), произошедших 7 июля 2005 года. Тогда погибли и были ранены несколько десятков человек. Именно эти теракты убедили англичан, что их страна – не просто промежуточная остановка для алькаидовцев на пути, скажем, в США, как до этого было принято считать, а отдельный объект для нападения. И еще один миф был развеян в тот день: получение тем или иным иммигрантом гражданства демократической страны – отнюдь не прививка от экстремизма. Террористы были гражданами Великобритании, правда, имевшими контакты с исламистским подпольем в Пакистане.
Если события 7 июля стали, можно сказать, черным днем для Соединенного Королевства и явным провалом для его правозащитных органов и спецслужб, то август следующего, 2006 года принес им крупный успех. Тогда английские спецслужбы смогли сорвать попытку террористов взорвать с помощью жидкой взрывчатки над Атлантикой несколько (по некоторым данным – до 9) пассажирских авиалайнеров. Незадолго до планировавшегося теракта полиция Великобритании смогла арестовать в ходе скоординированной операции свыше двух десятков террористов, часть которых была непосредственно связана с «Аль-Каидой» Усамы бен Ладена. Всего в подготовке терактов, по данным полиции, участвовали 50 человек.
В Лондоне не скрывают, что крупный заговор, имевший своей целью «повторить 11 сентября», был сорван благодаря наличию среди заговорщиков информатора британских спецслужб. По всей видимости, в Соединенном Королевстве не забыли секретов успеха антитеррористической акции герцога Солсбери.
В начале этого года в Великобритании начался судебный процесс над одной из первых групп террористов, арестованных полицией страны. Процесс, как предсказывают, будет затяжным. И самое главное – ему не дано нанести серьезный ущерб террористическому подполью в стране. Ведь оно, согласно недавнему докладу британского контрразведывательного и антитеррористического ведомства, известного под условным названием MI-6, ныне, возможно, насчитывает свыше 2 тыс. боевиков. При этом возможными объектами нападения являются такие «мягкие цели» в Лондоне, как система массового транспорта и объекты экономики, включая лондонский Сити и высотные сооружения в районе Кэнэри Уорф.
В Галерее современного искусства Тейт, находящейся в бывшем здании электростанции в лондонском «Затемзье», выставлено огромное панно-витраж на тему угрозы терроризма: экспрессивные фигуры и лозунговые надписи. «Терроризм опасен!» – гласит самая крупная из них.
Лондон–Москва